Через санкции к нефти: как греческие судовладельцы богатеют на российском сырье
В июне 2022 года владельцы ключевых судоходных компаний Греции собрались на конференции на курорте Four Seasons в Вульягмени, богатом пригороде Афин. К тому времени «спецоперация»* на Украине продолжалась уже три месяца, а у морских перевозчиков был нестандартный взгляд на ситуацию, которая всколыхнула всю мировую экономику.
«Это трагедия для человечества, но в то же время появляются новые возможности», ― говорил Георгиос Прокопиу, один из крупнейших в мире владельцев танкеров. «И нам необходимо ими воспользоваться», ― добавил тогда Эвангелос Маринакис, глава судоходной фирмы Capital Maritime & Trading.
На том же мероприятии под названием «Греческие перевозчики в авангарде глобальной торговли» Прокопиу также сделал смелый прогноз: «К концу года мы увидим очень-очень хороший рынок. Я крайне оптимистичен. Корабли сильно вырастут в цене».
Предсказание сбылось: 77-летний Прокопиу и 56-летний Маринакис стали миллиардерами, стоимость их судоходного бизнеса подскочила, а охваты деловых империй увеличились. По данным профильного портала VesselsValue, с 2022 года Прокопиу и Маринакис, состояние которых теперь достигает $2,6 млрд и $3,6 млрд соответственно, заказали 123 корабля почти на $13 млрд. Четырем фирмам-перевозчикам Прокопиу принадлежит 173 танкера (включая судна на стадии сооружения) — это на 54 больше, чем в 2021 году.
Эти корабельные магнаты ― представители нового поколения греческих миллиардеров, покоряющих море и землю. Согласно оценке Forbes, в Греции сегодня по меньшей мере 12 судоходных миллиардеров — больше, чем когда бы то ни было. Дебютантами в рейтинге Forbes оказались семеро. В общей сложности им принадлежит $32 млрд, или примерно 12% ВВП страны.
Все они ― первопроходцы, идущие по стопам Аристотеля Онассиса и Ставроса Ниархоса, наладивших всемирную танкерную торговлю нефтью после Второй мировой войны и прославившихся красивыми браками и стилем жизни. Группа новичков корабельными перевозками занимается уже не первый десяток лет, но до недавних пор особого внимания к себе не привлекала. Несмотря на свой успех, общаться с Forbes никто не захотел: представители бизнесменов либо отказывались давать комментарии, либо не отвечали вообще.
Новым явлением стало то, что за последние два года на фоне «спецоперации», которая стала большим испытанием для мирового рынка сырья и спровоцировала нехватку крупных танкеров для перевозки нефти по миру, их активы (прежде всего танкеры) подорожали на миллиарды долларов. Согласно сведениям VesselsValue, в совокупности компании судоходных миллиардеров из Греции заказали новых кораблей приблизительно на $200 млрд и в период с января 2022-го по март 2024 года продали 68 старых суден почти на $3 млрд.
«Судовладельцы ― крупнейшие капиталисты в нашей стране», ― поясняет Гелина Харлафтис, преподаватель истории судоходства и директор Института средиземноморских исследований при Фонде исследований и технологий Hellas (FORTH) на Крите.
На волнах капитала
Forbes насчитал целых 12 миллиардеров в сфере судоходства из Греции. Семеро вошли в список впервые, а еще один, Георгиос Эконому, вернулся после 16-летнего отсутствия.
После начала «спецоперации» США и Европа запретили импорт российской нефти по морю, а позднее установили на нее ценовой потолок. Сделано это было с целью ограничить доходы России, обеспечив бесперебойную торговлю нефтью. Многие западные фирмы решили выйти из бизнеса вообще, посчитав его слишком рискованным. Но только не греки, у которых имеется богатый опыт работы на периферии глобальной экономики.
И пусть тому, что миллиардеры нарушали санкции, никаких доказательств нет, они определенно извлекли из ситуации выгоду. «Если есть шанс вести бизнес законно, они ухватятся за любую возможность», ― отмечает Иоаннис Феотокас, преподаватель менеджмента судоходных компаний в Университете Пирея в Греции.
До февраля 2022 года бóльшая часть российской нефти шла в Европу. После запрета со стороны европейских стран львиную долю направили в Индию и Китай ― это означало гораздо более долгие маршруты транспортировки, а еще ― более высокие расценки для владельцев кораблей, осуществляющих такие перевозки. Обычный маршрут из портов России в Балтийском море на западное побережье Индии (наиболее популярное направление для российской нефти) может принести доход в размере примерно $8 млн ― на 60% больше, чем за это просили в октябре 2023 года, и в пять раз больше, чем в 2021-м.
От повышенных цен греки выиграли самым непосредственным образом. Как утверждают в аналитическом центре KSE Institute при Киевской школе экономики, исходя из данных исследовательской фирмы Kpler, с апреля 2022 года по февраль 2024-го греческие фирмы обеспечили 28% всего российского экспорта нефти. В указанный период принадлежащие греческим магнатам предприятия (TMS Tankers Георгиоса Эконому, Minerva Marine Андреаса Мартиноса и Dynacom Tankers Прокопиу) стали тремя из пяти крупнейших перевозчиков российской нефти ― два других места заняли фирмы, учрежденные российским «Совкомфлотом» в Дубае. Несмотря на то что против них в декабре 2023 года и феврале 2024-го были введены санкции со стороны Министерства финансов США, греческие компании ни под какие ограничения не попали, причем санкционное законодательство они и не нарушали. В пресс-службе Minerva Marine давать комментарий отказались, а представители TMS Tankers и Dynacom Tankers на отправленные им вопросы не ответили.
«[Греки] просто перегоняют 30% российского сырья, но для них этого достаточно, чтобы профинансировать заказы на строительство новых кораблей», ― рассуждает Виктор Катона, ведущий аналитик сырьевого рынка в Kpler.
Теперь танкеры заняты более продолжительными перевозками, из-за чего повышается спрос на них в целом. Как отмечают специалисты афинского судоходного брокера Xclusiv, по сравнению с 2021 годом это стало стимулом к повышению цен на новые танкеры более чем на 40%. Устаревающие корабли, которые когда-то списывали за ненадобностью, теперь продаются на вторичном рынке по премиальным ценам. Бóльшая часть из них продается в так называемый «теневой флот», складывающийся из компаний, зарегистрированных в неясной юрисдикции, и кораблей, которые плавают без западной страховки, скрывают свое истинное расположение и осуществляют перегрузку сырья между судами прямо в открытом море. Сейчас вдвое дороже по сравнению с началом 2021 года продаются даже танкеры, которым 15 лет.
Судоходные компании давно играют огромную роль в экономике Греции. Греческим фирмам принадлежит 17% всех грузовых судов в мире — больше, чем любой другой стране — включая 31% всех нефтяных танкеров. Согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и агентства Clarksons Research, при стоимости почти $150 млрд — это самый дорогой флот в мире. По словам Союза греческих судовладельцев (UGS), в 2022 году судоходные компании дали 7% греческого ВВП, обеспечив местной экономике $22 млрд.
А еще в Греции легко вести бизнес. Согласно статье Конституции 1953 года, местные судовладельцы освобождены от подоходного налога либо налога на прибыль со своих судов. Вместо этого они платят «корабельный налог», рассчитываемый по грузоподъемности каждого судна; оно может быть зарегистрировано как в Греции, так и за рубежом ― главное, чтобы руководство компании работало в офисе на территории Греции. Кроме того, в 2022 году Афины приняли закон, по которому для судоходных предприятий величина добровольного налога на дивиденды и прирост капитала снижается с 10% до 5%.
На что же идет вся эта практически не облагаемая налогами прибыль? Помимо приобретения новых танкеров, греческие судовладельцы-миллиардеры вкладывают деньги в футбольные клубы, телеканалы, газеты, недвижимость и главный атрибут любого уважающего себя миллиардера ― яхты. Большинство их фирм работают в тех же самых южных пригородах Афин на побережье Эгейского моря, а сами предприниматели живут в шикарных домах в тех же зажиточных районах. Свежеиспеченный обладатель десятизначного состояния Диамантис Диамантидес владеет несколькими виллами по соседству с курортом Four Seasons в Вульягмени на одной улице с роскошным жилым комплексом Armonia Residences, принадлежащим Георгиосу Эконому — в этом году он вернулся в клуб миллиардеров после 16 лет вне рейтинга.
Бизнесмены соревнуются на эфирных волнах и футбольном поле так же активно, как и на морских просторах. Контрольные пакеты акций в двух самых успешных профессиональных футбольных командах «Олимпиакос» и «Панатинаикос» держат магнаты Эвангелос Маринакис и Гианнис Алафузос соответственно. Оба также владеют конкурирующими медиахолдингами и телеканалами, причем брат последнего, Фемистокл, руководит крупнейшими газетами страны. Несмотря на то что по отдельности братья Алафузосы миллиардерами не являются, Forbes полагает, что их общее состояние достигает $1,2 млрд.
Нисколько не удивительно и то, что некоторые из этих магнатов пробуют себя в политике. Маринакис, к примеру, заседает в городском совете Пирея, порта к югу от Афин, а Афанасиос Мартинос недавно завершил свой срок в роли гражданского администратора горы Афон, автономного региона, где проживает около 1780 православных монахов. Его дочь Георгия была членом греческого парламента в 2012–2023 годах.
По мере роста стоимости корпоративных флотилий они начинали инвестировать и за пределы родной Греции. Маринакис, в 2017 году выкупивший 80% клуба Английской премьер-лиги «Ноттингем Форест», в последние два сезона выложил почти $350 млн за новых игроков и в ноябре прошлого года объявил об инвестициях на $22 млн в португальскую футбольную команду «Риу Аве».
Тем временем Эконому и Прокопиу собирают обширные портфели недвижимости. Так, Прокопиу владеет объектами приблизительно на $90 млн, включая дома в итальянском Портофино и лондонском престижном районе Мейфэр, а также 106-метровой мегаяхтой Dream за $42 млн, где есть бассейн под открытым небом и вертолетная площадка. Эконому может похвастаться целой империей жилья на $150 млн в Лондоне, Сен-Тропе, на Манхэттене и Сен-Бартелеми, а также коллекцией произведений искусства с творениями мастеров вроде Пабло Пикассо и Кадзуо Сираги стоимостью $250 млн. Часть работ выставляется в его частном музее в Афинах.
Обычно в Греции морские перевозки — дело семейное. Несколько судоходных баронов сегодняшнего поколения, в том числе Маринакис и братья Андреас, Афанасиос и Константинос Мартиносы (каждый по отдельности является миллиардером), пошли по стопам своих родителей, но вывели бизнес на совершенно новые высоты. Другие же, вроде Прокопиу, основали династию с нуля, однако сейчас начинают передавать бразды правления детям. Например, дочь Прокопиу Иоанна руководит одной из четырех компаний — Sea Traders, а сын Диамантиса Диамантидеса держит собственную танкерную фирму.
Греческие судоходные компании никогда не боялись зарабатывать деньги в неспокойные времена. В 1960-х семья Вардинояннис, которую сегодня возглавляет 91-летний миллиардер Вардис, пыталась нарушить эмбарго ООН и поставлять нефть режиму белого меньшинства в Родезии (ныне Зимбабве) через трубопровод в Мозамбике. После противостояния с британским флотом корабль уплыл, так и не отгрузив товар.
В июне 2020 года власти США ввели санкции в отношении двух кораблей, принадлежащих Dynacom Tankers Прокопиу и Thenamaris Константиноса Мартиноса, за перевозку венесуэльской нефти. Менее чем через месяц их удалили из списка, поскольку торговлю с Венесуэлой обе компании обязались прекратить.
«Коммерческий флот контролируют греки, ― отмечает Катона из Kpler. ― А еще они весьма предприимчивы. Когда после [смягчения в 2023-м] санкций Венесуэла снова открылась для бизнеса, морские грузоперевозчики из Греции объявились первыми».
После начала событий на Украине некоторые судовладельцы вроде Марии Ангеликуссис, богатейшего человека Греции, обязались не перевозить российскую нефть. Но у других осторожность, которая наблюдалась в первые недели «спецоперации», вскоре куда-то испарилась.
«Сначала мы приняли решение не плавать в Россию, потому что, как и все остальные, были на эмоциях и ощущали огромное беспокойство из-за происходящего, ― объяснял финансовый директор Okeanis Eco Tankers Алафузоса в ходе телефонной конференции с акционерами в августе 2022 года. ― Но с течением времени мы поняли, что нефть из России перевозят, прежде всего, многие наши конкуренты и крупнейшие игроки рынка».
В ноябре прошлого года Reuters сообщал, что несколько греческих компаний, включая TMS Tankers Георгиоса Эконому, Minerva Marine Андреаса Мартиноса и Thenamaris Константиноса Мартиноса, приостановили перевозки российской нефти. Однако, судя по проанализированным Forbes USA данным системы MarineTraffic, которая отслеживает передвижения кораблей, начиная с февраля из России отправлялись либо прямо сейчас находятся на пути в Россию по меньшей мере 37 танкеров в собственности TMS Tankers, Minerva Marine и Thenamaris. Торговля российской нефтью остается в рамках закона ― главное, чтобы компании соблюдали ценовой потолок на уровне $60 за баррель нефти и отдельные ценовые ограничения на продукты переработки типа дизеля и мазута. В пресс-службах Thenamaris и Minerva Marine комментировать коммерческую деятельность отказались, а представители TMS Tankers на вопросы не ответили.
По данным украинского Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК), за два года с начала событий на Украине Россия накопила свыше $650 млрд в виде выручки с экспорта ископаемого топлива, причем $193 млрд получено с продажи нефти-сырца. И перевозившие российскую нефть греческие судовладельцы, считает агентство, сыграли в этом процессе значительную роль.
В отличие от торговли нефтью никаких мер, нацеленных на ограничение импорта из России сжиженного природного газа (СПГ), Европа не принимала. И хотя по сравнению с нефтью это куда меньшая часть от всего бизнеса, возможностей здесь оказалось даже больше. Издание Politico и бельгийская газета Le Soir недавно сообщали, что летом 2022 года Прокопиу лоббировал в Европейской комиссии отказ от потенциального запрета на российский СПГ. Дочь предпринимателя Иоанна сказала Politico, что просто попросила одного лоббиста в Евросоюзе помочь объяснить «правила импорта в ЕС». Представители Прокопиу на просьбу Forbes USA дать комментарий не ответили. Когда в декабре 2022-го ЕС объявил новый пакет санкций, в нем были исключения для СПГ.
Это означало, что Прокопиу, владеющий 42% публичного перевозчика СПГ Dynagas LNG Partners (доля стоит около $60 млн), может поставлять в Европу российский газ и дальше. Два из шести кораблей фирмы зафрахтованы под проект «Ямал СПГ» на севере России и в 2023 году принесли компании 43% от общего объема выручки — несколько больше, чем 39% до начала «спецоперации». Существенная часть этого газа экспортируется в Европу.
В 2022 году мировые цены на СПГ взлетели до рекордных показателей, но в 2023-м немного снизились. Для судовладельцев из Греции это стало настоящим подарком: Маринакис владеет 56% публичной фирмы Capital Product Partners (доля стоит $500 млн), которая в ноябре объявила о размещении заказа на 11 новых танкеров для транспортировки СПГ и ликвидации фирменных контейнеровозов. Месяц спустя он продал 18% акций за $160 млн инвестиционной компании, которую контролирует греческий миллиардер, магнат недвижимости и морских грузоперевозок Иоаннис Папалекас.
Но хорошие времена не будут длиться вечно. Волатильный рынок танкеров постепенно подуспокоится, и лихорадка, из-за которой столько греческих судовладельцев попали в клуб миллиардеров, закончится. Тем не менее суммы денег, пущенные на покупку новых, современных судов, а также прибыль, полученная с продажи никому не нужных старых кораблей при повышенной стоимости и перевозок российской нефти с заметной наценкой, означают, что бизнес укрепит свои позиции на годы вперед.
Пока есть что зарабатывать и риски не слишком высоки, греческие фирмы, скорее всего, будут и дальше продавать старые танкеры связанным с Россией компаниям-пустышкам и попутно получать приличные деньги на продаже российский нефти. А когда бум закончится, они уже будут готовы к новым возможностям, имея в арсенале флот новеньких танкеров на миллиарды долларов.
«Греческие судовладельцы крайне меркантильны, ― подчеркивает Ади Имсирович, бывший нефтетрейдер и старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне. ― Когда в деле крутятся большие деньги, кто-нибудь всегда найдет, как к ним подступиться».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.