К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как производитель шприц-ручек для «Оземпик» завоевывает рынок лекарств для похудения

Автоматизированный станок для сборки автоинъекторов. (Фото SHL Medical )
Автоматизированный станок для сборки автоинъекторов. (Фото SHL Medical )
SHL Medical начала свою деятельность в 1989 году, имея только один завод по производству медицинского оборудования на Тайване. В настоящее время компания стремительно захватывает часть активно развивающегося рынка препаратов для похудения

В прошлом году огромный успех препаратов для похудения на фармацевтическом рынке вызвал взрывной рост акций многих производителей лекарственных препаратов, включая Novo Nordisk, выпускающего «Вегови» и «Оземпик». Большинство пациентов принимают их дома в виде еженедельных инъекций, используя пластиковые устройства в форме ручки, известные как автоматические инъекторы (шприцы-пистолеты), наполненные жидким лекарством и снабженные небольшой иглой шириной в два человеческих волоса.

Рост спроса на препараты, которые удобно использовать в домашних условиях, сделал миллиардером Роджера Самуэльссона, 60-летнего уроженца Швеции и соучредителя швейцарской компании SHL Medical, одного из крупнейших в мире производителей автоинъекторов. По оценкам Forbes USA, его состояние составляет $3 млрд благодаря 69% акций компании, соучредителем которой он стал в 1989 году. Остальные 31% принадлежат шведской частной инвестиционной компании EQT, которая за годы своего существования помогла семерым людям попасть в ряды миллиардеров, и Athos, семейному офису братьев Штрюнгман. Застенчивый Самуэльссон, отклонивший многочисленные просьбы дать интервью, является фанатом гоночных автомобилей (в 2016 году он участвовал в гонках серии Ferrari Challenge), а также владельцем яхты Octopus длиной 126 м, которую он приобрел в 2021 году после смерти ее первого владельца, соучредителя Microsoft Пола Аллена (умер в 2018 году).

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Фирма SHL Medical производит автоинъекторы для препаратов для лечения широкого спектра заболеваний — от рассеянного склероза и астмы до псориаза. Согласно полученным документам, продукцию фирмы используют 20 из 25 крупнейших фармацевтических компаний мира, включая таких гигантов отрасли, как Novo Nordisk, Amgen и Pfizer, а также множество небольших биотехнологических стартапов. Большая часть доходов компании — 90% — приходится на производство автоинъекторов. Компания контролирует 25% данного сегмента на мировом рынке.

 

«Автоинъекторы — одноразовые устройства, внутри которых находится лекарственный препарат. Нужно лишь снять колпачок и сделать себе инъекцию самостоятельно, — объясняет Ульрих Фесслер, гендиректор SHL Medical, во время видеосвязи из своего офиса в швейцарском Цуге, демонстрируя один из продуктов компании — гладкую цилиндрическую шприц-ручку Molly (другой прибор производится под названием Maggie; в компании объяснили, что выбрали женские имена в качестве названий, поскольку их легко запомнить). — Когда Роджер начал свой бизнес еще в 90-х годах, он считал, что одноразовые автоинъекторы смогут изменить весь процесс приема лекарств. Потребовалось 30 лет, но это произошло. Мы являемся самой быстрорастущей компанией в данной отрасли».

Самуэльссон родился и вырос в Швеции, изучал инженерное дело в городе Линчепинг на юге страны, а в юности увлекался боксом. Однажды он заметил, что все его боксерские перчатки были произведены на Тайване. После этого он решил отправиться на остров в 1983 году, когда ему было 20 лет. Самуэльссон посетил местные заводы, что натолкнуло его на идею начать поставлять в Швецию перчатки, прищепки для ванной и реабилитационное оборудование для пожилых людей, произведенные на Тайване.

 
Роджер Самуэльссон теперь владеет яхтой Octopus, которая когда-то принадлежала сооснователю Microsoft Полу Аллену. (Фото Ibrahim Uzun·Anadolu Agency·Getty Images)

«Я выбирал из множества разных вещей — от соединительных разъемов и кабелей до всего, что могло бы принести прибыль, — рассказал Самуэльссон в интервью Dragon News в 2010 году. — Я побывал там несколько раз. Мне нравилась энергия этого места, волнение, которое оно вызывало у меня. Я решил, что обязан провести там больше времени».

В 1988-м он переехал на Тайвань, а в следующем году вместе со своим деловым партнером Мартином Джелфом основал компанию SHL Medical. Первый успех пришел к ним в 1994 году, когда они выиграли контракт на производство инъекторов для фармацевтической компании Upjohn из Каламазу, штат Мичиган (на сегодняшний день является частью компании Pfizer). В 2004 году Самуэльссон выкупил долю Джелфа и решил удвоить производство автоинъекторов, заключив в 2006 году контракт с компанией Amgen на производство шприц-ручек для введения «Энбрел» — биологического препарата для лечения ревматоидного артрита.

«Мы добились того, что самостоятельное введение лекарства в домашних условиях стало возможным, — говорит Фесслер, который присоединился к компании в 2010 году и возглавил ее деятельность на Тайване. — Это стало отправной точкой для дальнейшего развития всей индустрии».

 

Кроме того, более 20 лет назад компания инвестировала в новые технологии, чтобы полностью автоматизировать производство на предприятиях. Сегодня SHL Medical может похвастаться роботами, которые беспрепятственно изготавливают каждый компонент автоинъекторов, занимаются сборкой продукта и затем проверяют на качество — все по индивидуальному заказу каждого клиента.

«Они — бесспорный лидер в технологическом секторе на мировом рынке, — говорит Андреас Ашенбреннер, партнер EQT, входящий в совет директоров SHL Medical. — Одна из наших компаний, специализирующаяся на автоматизации производства, хотела предложить Роджеру свое оборудование. Однако когда они увидели весь процесс работы изнутри, то признались, что никогда в жизни не видели ничего подобного».

В январе 2018 года Фесслер занял пост гендиректора компании, а Самуэльссон остался мажоритарным акционером. В том же году SHL Medical построила новый завод площадью 63174 кв. м на Тайване и перенесла штаб-квартиру в Швейцарию. Два года спустя EQT приобрела 31% акций компании у Самуэльссона и двух других инвесторов, которые, согласно документам, поданным в Люксембург, получили более $400 млн.

Строительство завода SHL Medical площадью более 63 000 кв. м в городе Таоюань было завершено в 2018 году, он открылся в 2019-м. (Фото SHL Medical)

В 2022 году братья Штрюнгман, известные своими инвестициями в BioNTech, биотехнологическую фирму, которая в партнерстве с Pfizer создала одну из первых вакцин против COVID‑19, приобрели часть доли EQT. Сейчас в компании SHL Medical работает 6000 сотрудников, которые распределены по производственным, конструкторским и сборочным предприятиям в Китае, Мексике, Швеции, Швейцарии, Тайване и США, где в 2004 году был открыт конструкторский центр во Флориде.

EQT впервые инвестировала в SHL Medical в 2020 году, оценив компанию в $2,1 млрд. К концу 2022 года эта оценка выросла до $3,4 млрд, получив 61% прибыли всего за два года. «SHL Medical — лидер мирового рынка в очень важном секторе», — добавляет Ашенбреннер, подразумевая производство автоинъекторов.

 

Ожидается, что этот сегмент рынка расширится в ближайшем будущем благодаря стремительному росту продаж препаратов «Оземпик» и «Вегови», входящих в категорию агонистов рецепторов ГПП-1, получивших название в честь гормона, на который они воздействуют. По оценкам Фесслера, к 2027 году эти препараты будут составлять почти треть от общего дохода SHL Medical и почти 50% от объема производства — на сегодняшний день на них приходится менее трети. Большая часть дохода компании приходится на биопрепараты — класс сложных лекарств, производимых с использованием живых клеток или микроорганизмов, которые помогают бороться с такими заболеваниями, как ревматоидный артрит и болезнь Крона.

Согласно анализу публичной компании Stevanato Group, общий объем доходов от систем доставки лекарственных средств (СДЛС), включая автоинъекторы, шприц-ручки и ингаляторы, составил $2,1 млрд в конце 2022 года и, как ожидается, будет расти на 10% каждый год, достигнув $3,2 млрд к 2027 году. Такие препараты, как «Оземпик», будут способствовать еще большему росту доходов. В 2023 году 61% всех лекарств, одобренных Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США, применялись в виде инъекций — в 2014 году их доля составляла 46%.

«Если убрать из общей картины препараты для похудения и против диабета, то остальная часть рынка [автоинъекторов] будет продолжать расти на 10-15%, — считает Ашенбреннер. — Если все-таки взять во внимание препараты для похудения, то рынок будет выглядеть еще заманчивее. А если еще прибавить вакцины, то получится просто невероятный рынок».

Компания SHL Medical не единственная, кто гонится за растущим рынком автоинъекторов. Stevanato Group, основная часть которой принадлежит семье миллиардера Стеванато, поставляет шприцы, используемые для инъекций препаратов для похудения и лечения диабета «Мунджаро» (Mounjaro, тирзепатид) и «Зепбаунд» (Zepbound, тирзепатид) компании Eli Lilly. Швейцарская компания Ypsomed, основанная миллиардером Вилли Мишелем, в сентябре объявила о заключении контракта на поставку автоинъекторов для Novo Nordisk. В феврале материнская компания Novo Nordisk также приобрела за $16,5 млрд компанию Catalent, специализирующуюся на упаковке лекарственных препаратов, для увеличения поставок «Вегови», чтобы удовлетворить стремительно растущий спрос на рынке.

 

«Это отчаянная попытка увеличить производственный потенциал», — считает Пол Найт, аналитик KeyBanc Capital Markets. «Eli Lilly и Novo Nordisk способны увеличить объем своих продаж на доступных им сегментах рынка. На данный момент они перешли в режим наступления в попытке завоевать большую долю рынка», — добавил Дэвид Уиндли, сотрудник инвестиционного банка Jefferies

SHL Medical продолжает процветать, несмотря на растущую конкуренцию. «Мы не волнуемся из-за этого, — говорит Ашенбреннер, рассуждая о приобретении компании Catalent. — У нас очень хорошие партнерские отношения с Novo Nordisk. Для нас крайне важно, чтобы цепочка поставок продолжала работать».

SHL Medical стремительно наращивает производство, чтобы удовлетворить новый спрос на рынке: к 2028 году компания планирует выпускать от 750 до 850 млн автоинъекторов в год (нынешний объем — 300 млн). Компания продолжает инвестировать средства для достижения своих целей. В июле прошлого года SHL Medical приобрела швейцарскую фирму, специализирующуюся на выпуске оборудования для автоматизации производства, а в январе этого года — производителя пресс-форм для литья пластмасс в Северной Каролине. Новый завод стоимостью $200 млн в Южной Каролине откроется этим летом, а еще одно предприятие стоимостью $100 млн начнет работу в 2026 году в Швейцарии.

Самуэльссон ушел с поста гендиректора и не участвует в повседневной работе предприятия, однако сейчас он живет в Швейцарии и до сих пор остается крупнейшим акционером компании. «Главное правило Рождера — внимательно осмотрись, прислушайся, тщательно обдумай, а затем решительно действуй, — делится Ашенбреннер. — Ничто не идеально — улучшить можно все».

 

В своем офисе в Цуге Фесслер продемонстрировал образец одного из новейших продуктов компании: автоинъектор, который передает сигнал при снятии колпачка, уведомляя врача о том, что пациент принял свою дозу. «Снятие колпачка сигнализирует активацию устройства. Все данные поступают непосредственно в облако», — объясняет Фесслер.

Фесслер и Ашенбреннер представляют себе ближайшее будущее, в котором многие лекарства — от вакцин до противоопухолевых препаратов — можно будет принимать, не выходя из дома. «Мы работаем над тем, чтобы к концу этого десятилетия создать препарат для лечения онкологических заболеваний», — говорит Фесслер. «Только представьте себе мир, в котором вакцинация может проводиться дома без врача, с помощью одного лишь автоинъектора», — добавляет Ашенбреннер.

Перевод Ксении Лычагиной

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+