Основатель сети «Эльдорадо» вернулся в мировой рейтинг Forbes спустя 16 лет
Уроженец Махачкалы Игорь Яковлев в 1990 году переехал в Москву и занялся оптовой торговлей. А в 1994-м создал компанию по продаже бытовой техники и электроники «Эльдорадо». Первые магазины компания открыла в Москве и Саратове. Быстрый рост обеспечил компании франчайзинг: через девять лет, к 2003-му, «Эльдорадо» была крупнейшей сетью в России со 125 франчайзинговыми магазинами (из 320). Оборот сети за 2002 год составил $800 млн, $100 млн из которых принесли франчайзи. Ближайший конкурент, «М.Видео», отставал в два раза, оборот этой сети равнялся $400 млн.
Спустя еще три года, в 2005-м, Яковлев задумался о привлечении стратегического инвестора, и британский ретейлер Dixons (позднее DSG) получил опцион на покупку 10% «Эльдорадо» с правом увеличения пакета от 40% до 100%, рассказывал он «Ведомостям». Однако за год до срока исполнения опциона, в 2007-м, стало ясно, что у DSG серьезные проблемы, говорил Яковлев. Котировки акций DSG упали больше чем вдвое, и сделка с британцами была расторгнута. Теперь в планах Яковлева появилось IPO в 2009–2010 годах. Бизнесмен хотел продать на бирже около 30% акций, а себе оставить достаточную долю для сохранения контроля над компанией. Forbes тогда оценил состояние Яковлева в $1,8 млрд.
Однако планы разрушил кризис 2008 года, преодолеть который могли только ретейлеры, не имеющие кредитов и накопившие запас наличности. Дела у «Эльдорадо» обстояли ровно наоборот. С одной стороны, региональная экспансия требовала постоянных инвестиций, с другой — Яковлев, соблазнившись высокой девелоперской маржой (25% против 5–7% в рознице), как рассказывал Forbes бывший топ-менеджер компании, «вынул деньги [из розницы], чтобы финансировать свой личный девелоперский бизнес».
К посыпавшимся проблемам добавились претензии налоговой службы. Она заподозрила ООО «Эльдорадо», через которое проходили оптовые поставки бытовой техники, в недоплате налогов за 2004–2005 годы на 15 млрд рублей. И только лидерское положение спасло компанию: Яковлеву удалось договориться с поставщиками о пролонгации старых товарных кредитов, а новые партии поставлялись по предоплате. Но ООО «Эльдорадо» было переименовано в «Оптовик» и обанкрочено.
Чтобы избежать банкротства и розничного «Эльдорадо», Яковлев договорился с чешской группой PPF о кредите на $500 млн под залог 50% плюс одной акции. В конце 2009 года PPF стала основным акционером компании. Спустя два года PPF консолидировала все акции «Эльдорадо», заплатив за 50% минус одну акцию всего $250 млн.
После продажи «Эльдорадо» у Яковлева осталась доля в казахстанской сети бытовой техники и электроники Sulpak. Бизнесмен получил опцион на покупку 51% этой компании в 2006 году. К 2022-му, по данным Forbes Kazakhstan, в сети Sulpak было около 200 магазинов в Казахстане и Киргизии. Выручка компании составила более $900 млн.
В 2012 году, после завершения расчетов с PPF, Яковлев решил создать с нуля новую компанию на незнакомом для него рынке. «Коммерсантъ» писал, что он инвестирует около $150 млн в создание сети недорогих обувных магазинов Kari в России, Польше, Казахстане и на Украине. Яковлев видел параллели между обувным бизнесом и собственными марками «Эльдорадо»: и то и другое производство находилось в Китае, поставки шли в коробках.
Сеть Kari развивали по тем же принципам, что и когда-то «Эльдорадо». С марта по июнь 2012 года обувная сеть выросла до 70 магазинов, расположенных в основном в провинции — в городах с населением от 50 000 человек, где аренда дешевле, а конкуренция ниже. Яковлев выстроил в Kari экономику лоукостера, порезав лишние затраты. Магазины сети напоминают склад: торговый зал от пола до потолка заставлен коробками с обувью, площади подсобок минимальны.
В 2015 году сеть Kari, следуя опыту «Эльдорадо», начала продавать франшизу в городах, которые не вошли в планы собственного развития. Тогда компания уже управляла более чем 800 магазинами в России, Казахстане, Белоруссии, Польше и на Украине.
По итогам 2023 года выручка ООО «Кари» составила 93,8 млрд рублей, чистая прибыль — 5,7 млрд рублей. По данным исследовательской компании Infoline, Kari — крупнейший игрок среди ретейлеров обувного рынка с долей около 12% в денежном выражении. В 2024 году Forbes оценил состояние Игоря Яковлева в $1,4 млрд. Бизнесмен вернулся в мировой рейтинг миллиардеров спустя 16 лет.