Беджамов рассказал о продаже Фридманом и партнерами долей в А1 за 100 000 рублей
Совладелец Внешпромбанка Георгий Беджамов рассказал в британском суде, что бизнесмены Михаил Фридман, Петр Авен, Герман Хан и Алексей Кузьмичев продали свои доли в инвестиционном подразделении «Альфа-Групп» — компании А1 — его гендиректору Александру Файну за 100 000 рублей, пишут «Ведомости». Беджамов обвиняет Фридмана и партнеров в фиктивной сделке, в А1 считают это провокацией
Беглый банкир Георгий Беджамов, совладелец рухнувшего Внешпромбанка, дал свидетельские показания в Высоком суде Англии и Уэльса, сообщают «Ведомости», которые ознакомились с решением суда. Из показаний Беджамова следует, что российские миллиардеры Михаил Фридман, Петр Авен, Герман Хан и Алексей Кузьмичев продали свои доли в А1, инвестиционном подразделении «Альфа-Групп», гендиректору инвесткомпании Александру Файну за 100 000 рублей.
В британском суде идет процесс взыскания активов Беджамова в ходе банкротного дела, А1 представляет интересы конкурсного управляющего Внешпромбанка — Агентства по страхованию вкладов (АСВ). А1 помогает АСВ разыскивать имущество Беджамова. В 2019 году А1 запустила рекламную кампанию в России и Лондоне, где предположительно проживает Беджамов, по поиску активов бенефициаров Внешпромбанка за вознаграждение. Согласно показаниям Беджамова, сделка прошла весной 2022 года. Банкир заявил суду, что сумма сделки была символической, а продажа — фиктивной: все четыре бизнесмена фактически продолжают контролировать А1.
Файн в другом судебном споре, связанном с банкротством Беджамова, представил доказательства того, что цена 100 000 рублей была рыночной. В определении суда, в частности, говорится, что у компании было неудовлетворительное финансовое положение. Согласно бухгалтерской отчетности за 2022 год, чистый убыток А1 составил 992 млн рублей и вырос в 78,7 раза год к году, с 12,6 млн рублей. Представители Беджамова в ответ на доводы Файна тогда заявили, что в отчетности, скорее всего, не учитывались в том числе $20 млн задолженности рухнувшего Внешпромбанка перед А1 и другие.
Юрист А1 Никита Гаевой заявил «Ведомостям», что обвинения Беджамова носят провокационный характер и нацелены на дискредитацию инвесткомпании. По словам юриста, Файн купил 100% долей в А1 у российской компании, которая осталась неназванной, по рыночной стоимости, справедливо определенной специалистом-оценщиком. С 25 марта 2022 года Файн является единственным владельцем А1, по данным СПАРК. Ранее компания принадлежала ООО «УК группа А1», которым владеет люксембургский холдинг A1 Investment, который связывают с Фридманом и его партнерами.
Связаться с Фридманом, Авеном, Ханом, Кузьмичевым и Беджамовым газете не удалось. Генпрокуратура в октябре 2023 года утвердила обвинительное заключение по делу Беджамова, которому вменяется присвоение средств в особо крупном размере (более 156 млрд рублей), которые принадлежали клиентам Внешпромбанка. Беджамов заочно арестован, он скрывается в Великобритании, указывало ведомство. АСВ сообщало, что требования кредиторов Внешпромбанка составляют 234,9 млрд рублей, из них выплачено 17,3 млрд рублей (7,36%). АСВ выступает конкурсным управляющим Внешпромбанка. Центробанк отозвал лицензию у банка в 2016 году. Внешпромбанк признан банкротом в 2016 году, Беджамова признали банкротом в России в 2018 году, в Великобритании — в 2021 году.
Представитель инвестиционного фонда LetterOne, основанного Фридманом, Ханом и Кузьмичевым, отказался говорить от имени «акционеров, подпавших под санкции». «Мы полностью отделены от них и А1», — отметил собеседник. Фридман и Авен попали под санкции ЕС в феврале 2022 года, Хан и Кузьмичев — в середине марта. Они подали иски к Совету Европы в Европейский суд общей юрисдикции; Хан и Кузьмичев получили отказ в ноябре 2023 года, дела Фридмана и Авена еще рассматриваются.