Песочница для богатых: кто из миллиардеров скупает землю на Гавайях
Год назад Опра Уинфри приобрела 344 га земли на острове Мауи за $6,4 млн — в дополнение к 518 га, которые она купила раньше. Ее владения простираются по зеленым холмам до лесного заповедника на склонах вулкана Халеакала. На незастроенной земле, которую она старается сохранить нетронутой, пасется крупный рогатый скот. «Эти земли похожи на пейзажи Шотландии, только погода здесь намного лучше», — говорит ее бывший фитнес-тренер, а ныне управляющий недвижимостью Боб Грин.
Уинфри живет на Гавайях около четырех месяцев в году. Впервые она купила ранчо на Мауи 20 лет назад. Ее земля не пострадала, когда в августе прошлого года на острове вспыхнули лесные пожары, уничтожившие 2681 га земли и унесшие жизни 100 человек. После трагедии она передавала необходимые вещи для пострадавших, а также вместе с Дуэйном «Скалой» Джонсоном основала благотворительный фонд People’s Fund of Maui, помогающий жителям острова, оказавшимся в трудном положении. Уинфри лично внесла в фонд $25 млн.
Однако бум элитной недвижимости, возникший во время пандемии коронавируса, привел к росту цен на жилье в штате и усилил напряженность между гавайцами и богатыми землевладельцами из других штатов. Данное положение дел стало причиной внесенного недавно на рассмотрение скандального законопроекта, запрещающего лицам, не имеющим американского гражданства, покупать землю на Гавайях. Несмотря на попытку оказать местным жителям помощь после случившихся лесных пожаров, Уинфри подверглась критике за то, что снимала свои усилия для социальных сетей и призывала общественность делать благотворительные пожертвования, так как подобные действия отвлекали внимание от трагедии жителей Мауи, смещая фокус на телеведущую. Другие задавались вопросом, что случилось со $100 млн, которые Джефф Безос, владеющий поместьем площадью почти 6 га в 19 км к югу от пожаров, и его невеста Лорен Санчес обещали выделить на помощь. Представитель Безоса сообщил Forbes, что на данный момент миллиардер передал $15,5 млн девяти благотворительным организациям.
Богатейшие люди Америки приобретают недвижимость на Гавайях уже много лет, однако никто не знал, насколько обширны их владения. Чтобы выяснить это, Forbes USA потратил несколько месяцев на изучение тысяч документов из реестра недвижимости шести крупнейших островов Гавайев. Результаты оказались поразительными: всего 37 миллиардеров владеют как минимум 88 222 га земли — это 5,3% всех земель штата, или 11,1% частных земель. Однако эта цифра может оказаться еще выше, учитывая, что многие миллиардеры стараются скрыть информацию о своей недвижимости. Миллиардеры, попавшие в этот рейтинг, составляют всего 0,003% от общего населения Гавайев, насчитывающего 1,4 млн человек.
Некоторые миллиардеры имеют тесные связи с местными сообществами. Гендиректор Salesforce Марк Бениофф, впервые посетивший Гавайи в 1974 году, в течение 20 лет выделил $100 млн на различные цели по всему штату. В декабре вместе со своей женой Линн он также подарил 114 га земли для строительства доступного жилья. «У меня сильная духовная связь с Гавайями, — говорит Бениофф, который постарался внедрить в культуру Salesforce гавайскую концепцию «оханы», или «семьи». — Я по-настоящему понимаю людей и дух Гавайев, который мы здесь называем «духом алохи».
Другие, например, соучредитель компании Meta Марк Цукерберг, который, по слухам, строит бункер в своем отдаленном поместье, больше озабочены сохранением неприкосновенности своей частной жизни. Брокер по недвижимости на Гавайях Роб Килдоу, который признается, что часто устраивает велосипедные прогулки с основателем хедж-фонда Citadel Кеном Гриффином, вспоминает, как один миллиардер, живущий на частном курорте Hualalai Resort, сказал ему: «Половина людей здесь не знает, кто я такой, а другой половине наплевать».
Уэйн Танака, директор экологической некоммерческой организации Sierra Club of Hawaii, пытается сохранять позитивный настрой в сложившейся ситуации: «Если состоятельные жители смогут преодолеть свое желание изолироваться и начнут общаться с местными жителями, это может стать первым шагом к тому, чтобы внести существенный вклад в развитие штата». Тем не менее он признает, что «Гавайи превращаются в песочницу для богатых».
Перевод Ксении Лычагиной