Маскировка для Маска: как миллиардеры скрывают свои перелеты и что из этого выходит
Выкупив Twitter (сейчас Х, соцсеть заблокирована в России) в октябре 2022 года, Илон Маск задался целью вышвырнуть с площадки Джека Суини.
Суини, студент колледжа из Орландо, что во Флориде, отслеживал самолет Маска Gulfstream G650 стоимостью $65 млн и твитил местоположение самого богатого человека в мире. Маску это не понравилось — он посчитал конфиденциальность вопросом безопасности. «Мне не нравится, что меня может застрелить какой-нибудь псих», ― написал миллиардер Суини разработчику в личном сообщении.
В своем стремлении к конфиденциальности Маск пошел еще дальше. Он стал участником бесплатной программы Федерального управления гражданской авиации США под названием PIA (сокращение от англ. Privacy ICAO Aircraft Address, «конфиденциальный адрес воздушного судна ИКАО»), позволяющей владельцам частных самолетов скрывать свое местоположение путем замены транслируемого в эфир идентификационного кода.
План провалился. Передвижения G650 Маска в режиме реального времени Суини публикует до сих пор, просто перейдя на BlueSky, Instagram и Facebook (последние две соцсети принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). Сам разработчик говорит Forbes, что взломать код защиты конфиденциальности Федерального управления гражданской авиации было нетрудно: «Это можно сделать за один день». В конце концов, по словам Суини, Маск и его команда прекратили попытки, и теперь Маск летает без маскировки. Миллиардер не ответил на запрос Forbes о комментарии.
Согласно данным сервиса JetSpy, который по модели подписки помогает отслеживать воздушный транспорт, в текущем году программа PIA Федерального управления гражданской авиации охватывает перемещения 48 частных самолетов. Базирующаяся в штате Делавэр компания смогла определить хозяев 38 самолетов из этого списка и эксклюзивно поделилась своими находками с редакцией Forbes. В списке фигурируют громкие имена из светской хроники и владельцы технологических и финансовых империй, причем есть и поразительные исключения (см. таблицу ниже).
Несмотря на то, что владельцы самолетов зарегистрированы в PIA, все еще можно увидеть, как часто Тейлор Свифт навещает своего двухметрового бойфренда Трэвиса Келси (американский футболист, игрок «Канзас-Сити Чифс») в Канзас-Сити, куда Мэджик Джонсон устремился за новой сделкой на личном Gulfstream III, сколько раз Кеннет Гриффин посетил Францию или откуда вылетали и куда приземлялись Джефф Безос, Сергей Брин и Эван Шпигель ― или, по крайней мере, их самолеты.
Любой желающий может также следить за маршрутами бороздящих небо над США корпоративных самолетов крупнейшего ретейлера Walmart и сети супермаркетов WinCo Foods, или Канзасского университета, которому давно достается от своего же преподавательского состава за слишком дорогое содержание собственного лайнера Cessna Citation CJ4.
Сигналы транспондера
Любители подсматривать за чужими перелетами отслеживают сигналы с транспондеров, которые самолеты обязаны передавать с 2020 года. Эти устройства отправляют данные о локации, высоте, скорости и уникальный идентификационный код, присвоенный Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).
Система называется «Автоматическое зависимое наблюдение-вещание», или АЗН-В. Когда ее проектировали в 1990-х, разработчики не предполагали, что любители следить за воздушными судами будут ловить сигналы с помощью недорогих приемников, обмениваться данными в интернете и создавать карты с передвижениями самолетов по всему миру.
Так зародилась конфиденциальная программа Федерального управления гражданской авиации США: она позволяет самолетам отправлять фальшивые коды, препятствуя идентификации всем, кроме властей. Стать участником PIA ничего не стоит, но менять свои коды и проверять, работают ли они — сложно и накладно.
Эксперты утверждают, что программа не работает, так как охватывает слишком мало самолетов (в Федеральном управлении гражданской авиации заявляют, что со старта PIA в 2019 году было выдано 390 альтернативных идентификаторов), а сами владельцы меняют свои фальшивые коды недостаточно часто.
«Это бесполезно, ― утверждает Мартин Стромайер, сооснователь европейского сайта OpenSky Network, отслеживающего авиаперелеты по модели краудсорсинга. ― А в худшем случае — даже опасно, ведь люди могут посчитать, будто система дает некую защиту, хотя на самом деле это не так».
Тейлор + Трэвис
Тейлор Свифт вряд ли может рассчитывать на какое-то прикрытие — миллионы поклонников поп-иконы следят за каждым ее шагом. Тем не менее отслеживание воздушных судов дает шанс заглянуть в глубину ее сердце. В октябре ее самолет уже приземлялся в Канзас-Сити три раза. Все знают, что 12 октября Свифт была в толпе болельщиков на стадионе «Эрроухед» и смотрела футбольный матч своего молодого человека, которого она сама же и сделала знаменитым. Судя по информации JetSpy (а также аккаунта Суини @taylorswiftjets в Instagram), в тот день личный самолет доставил певицу в место назначения, отправился обратно в Нашвилл и вернулся в Канзас-Сити 14 октября (здесь должно быть много эмодзи «руки, сложенные сердечком»).
Другие летают в разные места по причинам, которые посторонним неизвестны. Например, основатель хедж-фонда Citadel Кен Гриффин. Его состояние Forbes оценивает в $33,5 млрд, а одна из фирм предпринимателя, Citadel Securities, является посредником в каждой третьей биржевой сделке в США. Его самолет Bombardier Global Express (бывший в употреблении экземпляр стоит $12 млн) в этом году вплоть до двадцатых чисел октября налетал 195 рейсов и преодолел почти 476 000 км. Согласно сведениям JetSpy, в 2023 году судно миллиардера чаще бывало во Франции, чем в Чикаго, где до недавнего времени находилась штаб-квартира Citadel (в прошлом году компания переехала во Флориду) и где бизнес по-прежнему ведется очень активно.
И пусть у нас нет никакой возможности заглянуть к Гриффину в самое сердце ― на просьбу Forbes рассказать подробнее о своих путешествиях он не ответил ― можно предположить, что у него, как и у Маска, есть продиктованные безопасностью причины, по которым он хотел бы перемещаться вне поля зрения радаров. К примеру, местоположение бизнесмена отслеживают индивидуальные инвесторы на Reddit, которые обвиняют его в скандальном прекращении торгов акциями GameStop на платформе Robinhood в 2021 году. Тогда это помогло крупным игрокам на рынке ценных бумаг избежать убытков на миллиарды долларов, но навредило множеству доморощенных вкладчиков. Гриффин свою причастность к этому отрицает.
«Многие мои клиенты сталкивались с угрозой собственной безопасности из-за следивших за ними людей, ― отмечает Дэн Дроуэн, генеральный директор компании Solairus Aviation, которая управляет более чем 300 частными самолетами для их владельцев, но с Гриффином не сотрудничает. ― Хуже всего приходится тем, у кого есть дети».
Джеку Суини Маск разрешил создать в соцсети X новый аккаунт, отслеживающий личные самолеты миллиардера, при условии, что Суини будет публиковать данные с местоположением лишь спустя 24 часа. Впрочем, Суини публикует информацию по-прежнему и убежден в правильности взлома кодов PIA. «Этот аккаунт имеет полное право постить местоположение самолетов», ― твитнул он в 2022 году, прежде чем его забанили. Суини заявляет, что данные о местоположении самолетов — публичная информация, и «каждый самолет в мире обязан располагать транспондером, даже AF1» (имеется в виду Air Force One, самолет президента США).
Еще одна причина обидчивости богатых и знаменитых заключается в том, что данными отслеживания перемещений самолетов пользуются защитники окружающей среды, чтобы измерить вред, который наносят мировому климату бизнес-джеты. Например, среднестатистический американец ежегодно производит 16 т углекислого газа. Для сравнения: самолет Гриффина за первые девять с лишним месяцев 2023 года выбросил около 12 млн т.
Шпионаж в рамках закона
Отслеживание также позволяет заниматься корпоративным шпионажем на полностью законных основаниях. Брэд Пирс, владелец фирмы Restaurant Equipment World со штаб-квартирой во Флориде, рассказал Forbes, что, созваниваясь с акционерами из своего Cirrus SR-22, он смог заметно расширить свой бизнес. Кроме того, говорит он, таким же образом один крупный конкурент, имя которого он называть не хочет, следит за его передвижениями, а потом сам наведывается к потенциальным клиентам, на которых нацелился Пирс. Предприниматель утверждает, что информацию он получил от самих руководителей той компании, которые признались ему на отраслевых конференциях. «Они сказали: «У нас в офисе работает один человек, который постоянно пытается отследить, где вы находитесь, чтобы потом мы отправили туда же собственных представителей», ― пояснил бизнесмен.
Деловое преимущество над другими игроками ― главный козырь подписки на сайтах для отслеживания воздушных судов вроде JetSpy, Quandl и JetTrack.
По словам Стромайера из OpenSky Network, чтобы программа PIA работала полноценно, хозяевам самолетов в идеале нужно менять фальшивые идентификаторы перед каждым рейсом.
Рене Сервантес, вице-президент по операционной деятельности в компании Solairus Aviation, управляющей парком частных самолетов и обслуживающей клиентов-участников PIA, считает, что в настоящее время это невозможно. Для изменения кода нужно, чтобы изготовитель транспондера выпустил специальное обновление бортового ПО, причем обязательно на компакт-диске ― на всю процедуру может уйти месяц. По словам Сервантеса, многие владельцы бизнес-джетов, когда узнают об этом, от задуманного вообще отказываются.
Некоторые участники программы, кажется, уже совсем сдались. Среди тех, кто с прошлого года больше не летает с альтернативными адресами, можно назвать Ким Кардашьян, Марка Цукерберга и частного венчурного гиганта Blackstone Group под руководством миллиардера Стивена Шварцмана.
Опустил руки и французский магнат Бернар Арно. Но он поступил умнее: в прошлом году, когда генеральному директору люксового конгломерата LVMH досталось от одного пользователя Twitter, который стыдил его за большие объемы выбросов углекислого газа, миллиардер продал корпоративный самолет.
Предприниматель, состояние которого Forbes в текущем месяце оценил в $187,6 млрд, назвав его вторым богатейшим человеком в мире, теперь является не владельцем воздушного судна, а арендатором.
Перевод Антона Бундина