Миллиардер быстрого приготовления: как японский бизнесмен сделал состояние на лапше
Авата основал Toridoll в 1990 году, и компания стала одним из ведущих японских операторов лапшичных. Ей принадлежит в том числе сеть Marugame Seimen. Кроме того, Toridoll принадлежат рестораны, где подают острую китайскую рисовую лапшу, блинчики, рамен и свежеприготовленную темпуру. С 2010 года Авата сосредоточен на международном развитии Toridoll. Помимо Японии, где компании принадлежит более 1000 ресторанов, компания ведет деятельность в США, Великобритании, Камбодже, Гонконге, Индонезии, на Тайване, Филиппинах и во Вьетнаме.
Частично это развитие стало возможным благодаря приобретениям. В 2015 году Авата купил сеть азиатского фастфуда Wok to Walk, которая уже присутствовала в Европе. В 2018 году Toridoll заплатила $242 млн за Tam Jai International, оператора популярных в Гонконге сетей лапшичных TamJai и SamGor, и три года спустя вывела компанию на биржу, сумев привлечь $180 млн. В июне Toridoll купила Fulham Shore, британского оператора пиццерий и ресторанов греческой кухни, примерно за $118 млн.
Но на этом Авата не остановился. Toridoll уже выделила больше $650 млн на слияния и поглощения в Европе, Азии и Китае и намерена в ближайшие пять лет увеличить число своих ресторанов до более чем 5500 точек и удвоить выручку до $2 млрд.
Toridoll сообщила, что квартал, закончившийся в июне, принес ей рекордную выручку в $360 млн — это на 20% больше, чем за тот же период в прошлом году. Помимо роста числа посетителей, росту выручки способствовало и появление еды на вынос. Несмотря на стремительный рост, в прошлом квартале чистая прибыль сократилась на 20% и составила $50 млн: главным образом из-за инфляции, которая повлияла в числе прочего на стоимость ингредиентов.
Авата не ответил на просьбу дать комментарии.
61-летний Авата увлекся ресторанным бизнесом после того, как бросил учебу в Университете иностранных языков города Кобе. В 1985 году, когда ему было 23 года, он открыл свой первый японский ресторан, где подавали курицу-гриль. Однако, как он однажды рассказал в интервью для японского телеканала NHK, «у них почти не было клиентов».
Новая идея пришла к нему во время поездки в префектуру Кагава, в родной город его покойного отца, знаменитый своими лапшичными. Увидев длинные очереди в кафе, где прямо на глазах у посетителей готовили толстую пшеничную лапшу удон (в своем блоге Авата назвал эту сцену «эмоциональным пищевым впечатлением»), он решил открыть собственную лапшичную.
Полуфабрикатам Авата предпочитает свежеприготовленную лапшу, которая и привлекает посетителей. В недорогих ресторанах самообслуживания, принадлежащих Toridoll, лапшу готовят перед клиентами в открытых кухнях и подают, как правило, в бульоне на основе соевого соуса с различными добавками на выбор.
Компания продолжала расти, и в 2006 году Авата вывел ее на Токийскую фондовую биржу, где она сначала находилась в категории стартапов, а два года спустя перешла в Первую секцию.
По-видимому, впервые мысль о выходе на международный уровень посетила Авату во время поездки на Гавайи. В 2011 году Toridoll открыла свой первый ресторан на Гавайях, а за ним последовали рестораны в Китае, Индонезии и других близлежащих странах. В 2021 году в Лондоне появился первый ресторан Marugame Seimen. Вместо того чтобы повсеместно предлагать одни и те же блюда, Авата учитывает локальные предпочтения. Например, в Китае, где первый ресторан сети открылся в 2012 году, в меню можно найти томатный бульон, а в Индонезии, куда компания пришла на год позже, — перец чили.
Во время пандемии Авата раздавал детям из бедных семей бесплатную лапшу удон из грузовика, который ездил по всей Японии, и поставлял готовую еду медработникам. «Страсть к еде зарождается из самых неожиданных источников, ― пишет Авата на сайте Toridoll. — Мы находим эти источники и с их помощью приносим радость нашим клиентам. Именно это стремление лежит в основе нашего роста и нашей миссии».
Перевод Натальи Балабанцевой