Разбогатеть на криптовалюте: четыре руководителя Tether стали миллиардерами
Криптосфера переживает трудные времена. В условиях агрессивного натиска со стороны регуляторов совокупная стоимость криптовалют в сравнении с пиковыми значениями 2021 года снизилась приблизительно на 60%. Но один создатель цифровых активов процветает ― эмитент стейблкоина Tether. Компания с Британских Виргинских островов, о которой мало что известно, дала миру цифровой доллар с общей стоимостью активов на $83 млрд, хотя еще год тому назад показатель составлял около $65 млрд. На токен Tether приходится свыше 50% всей ликвидности на крипторынке, и, по заявлениям компании, за первые три месяца 2023-го она заработала порядка $1,5 млрд.
Эмитент использует простую модель извлечения прибыли без лишнего риска: клиенты дают фирме доллары США взамен на выпускаемые ею токены USDT (T означает Tether). Обеспечение — в виде казначейских векселей, фондов денежного рынка, биткоина и защищенных кредитов. Так компания получает с этих «резервов» прибыль. Предполагается, что USDT всегда можно обменять на $1 (отсюда, видимо, и название «стейблкоин» ― от англ. stable, «стабильный») и погасить по первому требованию, хотя процентов с этой криптовалюты клиенты не получают.
В марте Tether стал главным бенефициаром краха Silicon Valley Bank: тогда выяснилось, что крупнейший конкурент эмитента, бостонский Circle, держал на незастрахованных вкладах банка более $3 млрд. Курс привязанного к доллару стейблкоина соперника ненадолго просел до 88 центов ― достаточно серьезно, чтобы спровоцировать утечку почти $10 млрд в Tether.
С учетом устойчивости и доминирующего положения на рынке Forbes полагает, что, если заявляемые финансовые показатели верны, компания может стоить $9 млрд. Этого достаточно для того, чтобы назвать четверых руководителей фирмы миллиардерами. По оценкам Forbes, финансовому директору Джанкарло Девазини принадлежит более 40% в компании, то есть его доля стоит $4 млрд.
Девазини ― по словам многих источников, мозг компании ― на криптомиллиардера совсем не похож. Его официальная биография на сайте Bitfinex (родственной криптобирже Tether) рассказывает историю выдающегося первопроходца на рынке полупроводников, бизнес которого к моменту продажи незадолго до финансового кризиса 2008 года вышел на ежегодный доход в размере €113 млн.
В ходе расследования Financial Times в июле 2021 года выяснилось, что в 2007-м бизнес-империя Девазини могла похвастаться выручкой всего в €12 млн, а в июне следующего года предприятие и вовсе было ликвидировано. К тому же компания предпринимателя под названием Acme была фигурантом иска о нарушении патента Toshiba по спецификациям формата DVD. В Tether заявляют, что жалоба была необоснованна и никаких санкций не последовало.
Между тем генеральный директор Tether Ян Людовикус Ван дер Велде является скорее формальным руководителем, отвечающим за поддержание стратегических отношений с банками и регуляторами. И Девазини, и Ван дер Велде держатся в тени, а публичным лицом организации является технический директор Паоло Ардоино. Ван дер Велде и Ардоино владеют акциями на $1,8 млрд каждый. Главному юристу компании Стюарту Хогнеру принадлежит доля $1,2 млрд. На просьбу дать комментарий для данного материала в Tether не ответили.
Сейчас фирма на вершине успеха, но, если конгресс введет правила по обращению стейблкоинов, как в мае сделал Евросоюз, это будет значительным подспорьем для более покладистого Circle. «Обычно регулирование играет на руку действующим участникам рынка, но здесь все может оказаться иначе. Раз уж держать стейблкоин становится выгодно, то почему бы банкам тоже этим не заняться?» ― говорит один конгрессмен-демократ, попросивший не называть его имени.
Forbes знает по меньшей мере об одной американской компании, стремящейся к созданию в этом году регулируемого стейблкоина, по которому будет выплачиваться прибыль вроде той, что генерируется на денежных рынках. Когда во время подъема рынка из-за COVID-19 Tether снова запустил печатный станок, прибыльность была близка к 0%. Сейчас мир изменился. Основатели Tether разбогатели благодаря бесплатному обеду, который подали его же клиенты. Вполне возможно, когда-нибудь придется оплачивать счет.
Перевод Антона Бундина