Созданная 48-летним предпринимателем компания 16 июня подала заявку на размещение акций на бирже, из которой стало известно, что Ли владеет долей 11,5%. С учетом этой информации и прибыли от предыдущих сделок по продаже акций Forbes оценивает его состояние в $1,3 млрд.
Представитель компании отказался дать комментарии. J&T не уточняла, какой объем финансирования она хотела бы привлечь. Bloomberg сообщает, что компания собирается продать акции стоимостью $1 млрд, причем размещение может состояться уже в этом году. Основанная в 2015 году, J&T ранее провела около 10 раундов финансирования с участием крупных инвесторов, таких как Boyu Capital, Hillhouse Capital, Temasek и Tencent.
Проработав более 15 лет на китайского производителя смартфонов OPPO, Ли придумал уникальную бизнес-модель, которая задействует так называемых региональных спонсоров. Как сообщается в проспекте J&T, предприниматель, который получил степень бакалавра маркетинга в Научно-технологическом университете Пекина, ранее отвечал за выход OPPO на международные рынки, в частности Индонезии, Малайзии, Японии и Сингапура.
Именно тогда Ли увидел возможность в области логистики: как пишут китайские СМИ, он был недоволен скоростью доставки, которую могли предложить индонезийские фирмы. При участии генерального директора OPPO Тони Чена, чья супруга Лян Сяоцзин является акционером J&T (ее доля стоит почти $500 млн), Ли отправился в свободное плавание. Сейчас ни Чен, ни Лян не входят в совет директоров J&T.
J&T поручает часть работы более чем 100 региональным партнерам, которые выполняют множество задач, таких как доставка, клиентская поддержка, получение посылок, а также взаимодействие с местными сетями курьеров. Компания разрешает локальным штаб-квартирам составлять собственную стратегию роста и часто использует свои акции как стимул для региональных партнеров. Такая модель позволяет J&T минимизировать капитальные расходы и быстро наращивать долю рынка, говорится в проспекте компании.
Сейчас J&T — крупнейшая фирма в области экспресс-доставки в Юго-Восточной Азии: согласно данным Frost & Sullivan, приведенным в ее проспекте, она занимает 22,5% рынка по объему посылок. В проспекте в числе ее клиентов названы Lazada, Tokopedia и Shopee.
Однако Юго-Восточная Азия — не самый крупный источник выручки для J&T. В прошлом году на этот регион пришлось 32,8% от общего объема продаж компании, который составил $7,3 млрд. Китай принес $4,1 млрд, или 56,4%. Еще 10,8% заняли новые рынки вроде Латинской Америки и Ближнего Востока.
Кенни Инг, живущий в Гонконге стратег Everbright Securities International, говорит, что инвесторы, вероятно, будут пристально наблюдать за развитием компании на китайском рынке, поскольку в будущем возможности для роста в Юго-Восточной Азии могут быть ограничены. J&T (китайское название компании — Jitu, означает «быстрый кролик») начала работать на родине Ли еще в 2020 году.
В 2021-м компания купила Best Express China за $1,1 млрд, а в мае заплатила примерно $170 млн логистической компании S. F. Holding, принадлежащей миллиардеру Ван Вэю, за Fengwang Information. По данным Frost & Sullivan, приведенным в проспекте, благодаря этим приобретениям, а также стратегии низких издержек, которая нередко включает в себя сниженные цены на доставку, в 2022 году J&T занимала 10,9% китайского рынка. В число ее клиентов входят китайские интернет-корпорации Alibaba и Pinduoduo.
Однако в отличие от прибыльного подразделения в Юго-Восточной Азии китайское подразделение компании несет убытки. В прошлом году компания сумела выжать $1,6 млрд прибыли благодаря изменению рыночной стоимости финансовых активов. Если не учитывать этот фактор, операционные убытки составили $1,4 млрд.
«Компания продолжает быстро расти на фоне других логистических фирм, и это ее преимущество, ― говорит Инг. — Однако в Китае она жертвует прибылью ради увеличения доли рынка. В будущем главный вопрос будет заключаться в том, сможет ли фирма поднять цены и повысить эффективность, чтобы вернуть прибыль».
Перевод Натальи Балабанцевой