«Коммерсантъ» узнал о согласии Путина на предложения Михельсона о выплатах Shell
Глава «Новатэка» Леонид Михельсон получил согласие Владимира Путина на то, чтобы Shell было выплачено 94,8 млрд рублей за ее долю в проекте «Сахалин-2», выяснил «Коммерсантъ». По оценке «Новатэка», возможный ущерб от деятельности компании можно покрыть за счет полагавшихся Shell дивидендов от участия в «Сахалине-2» за 2021 год, которые она полностью не получила
Глава «Новатэка», миллиардер Леонид Михельсон предложил президенту России Владимиру Путину разрешить перечислить средства, которые Shell может получить от продажи 27,5% в проекте «Сахалин-2», на ее зарубежный счет. Путин поставил на письме с предложениями визу «согласен», сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, знакомые с обращением Михельсона.
По указу президента Shell может получить деньги только на счет типа С в России, где они останутся заблокированными. Просьба разрешить Shell получить деньги призвана «минимизировать риски для операционной деятельности и экспортных поставок углеводородов с проекта», рассказали собеседники газеты. В «Новатэке» не ответили на запрос газеты, в «Газпроме» от комментариев отказались.
Правительство оценило пакет Shell в «Сахалине-2» в 94,8 млрд рублей, это сопоставимо с оценкой самой Shell ($1,6 млрд). Из этой суммы должна быть вычтена сумма ущерба, который Shell, по мнению российской стороны, нанесла проекту. Как выяснила газета, «Новатэк» считает, что выявленные в результате аудита проекта недостатки «могут быть устранены в рамках обычной хозяйственной деятельности» «Сахалина-2». Для их устранения, по мнению компании, могут быть использованы приходящиеся на долю Shell дивиденды «Сахалина-2» за 2021 год, которые не были выплачены полностью.
В апреле 2022 года Shell сообщала, что получила $165 млн дивидендов за 2021 год от «Сахалина-2». Позднее Shell оценивала общую сумму дивидендов от Sakhalin Energy, которые не были выплачены, в $1 млрд. Одобрение предложений «Новатэка» российским президентом означает, что Shell сможет получить все средства за свою долю (94,8 млрд рублей) и, возможно, часть нераспределенных дивидендов за 2021 год за вычетом затрат на покрытие выявленных «недостатков». В Минфине на запрос газеты относительно решения о выплате средств Shell и сроков проведения аудита не ответили.
Факт перечисления средств не означает, что Shell откажется от претензий, считают адвокат a.t.Legal Николай Титов и управляющий партнер «Аверта групп» Алексей Шаров. Шаров назвал предъявление Shell требований к России и компаниям, вовлеченным в проект, «вполне возможным», но допустил достижение Россией и Shell принципиальных договоренностей о прекращении споров в связи с выплатой компании стоимости ее доли в «Сахалине-2».
Акционерами проекта «Сахалин-2» (реализовывался с 1994 года на основе соглашения о разделе продукции), помимо «Газпрома» (50%), были Shell, японские Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). Проект предусматривает разработку Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на шельфе Сахалина. Shell весной заявила, что намерена выйти из проекта. В июне 2022 года Путин подписал указ, согласно которому оператором проекта вместо зарегистрированного на Бермудах Sakhalin Energy стало российское ООО «Сахалинская энергия».
Японские Mitsui и Mitsubishi согласились на смену юрисдикции и сохранили доли в «Сахалине-2». Shell отказалась участвовать в схеме, списав свои 27,5% на $1,6 млрд. В 2022 году завод «Сахалин-2» произвел 11,5 млн т СПГ и 3,7 млн т нефти. Около 90% СПГ завода продается по долгосрочным контрактам, в основном в Японию, спотовые партии уходят в Китай, Южную Корею и Индонезию. Новый оператор «Сахалина-2» продает объемы, прежде поставлявшиеся по долгосрочному контракту Shell, на спотовом рынке.