Как основавший гиганта доставки Lalamove бывший игрок в покер стал миллиардером
На протяжении последних десяти лет 44-летний Чоу Шин Юк планомерно превращал Lalamove в гигантскую логистическую компанию, сидя в своем офисе в Гонконге. В числе его инвесторов — Sequoia China Нила Шэня и Hillhouse Capital Лэя Чжана. Во вторник, 28 марта, компания Чоу, которая официально называется Lalatech Holdings, подала заявку на первичное размещение акций в Гонконге, в результате чего стало известно, что он владеет долей 25% через семейный траст. С учетом доли Чоу и выручки от продажи долей в прошлом Forbes оценивает его состояние в $2,2 млрд, что делает его одним из немногих миллиардеров Гонконга, разбогатевших благодаря стартапу.
В прошлый раз Lalatech привлекала инвестиции в ноябре 2021 года, во время пузыря стартапов, когда компания провела раунд серии G на $230 млн. Согласно отчету The Information, в ходе раунда Lalatech была оценена во внушительные $13 млрд. С тех пор оценки многих стартапов просели из-за роста процентных ставок и страха рецессии. В проспекте компании говорилось, что в декабре Чоу продал 2,17 млн акций Lalatech одному из своих инвесторов, китайской интернет-корпорации Tencent, за $100 млн, то есть компания была оценена примерно в $7,8 млрд. Lalatech не ответила на просьбу дать комментарии.
Логистическая компания выразила желание разместить акции на Гонконгской бирже спустя почти два года после того, как она, предположительно, тайно подала заявку на проведение IPO в США: согласно публикации Bloomberg News, выход на биржу в США мог бы принести более $1 млрд.
Кроме Sequoia China, Hillhouse и Tencent, в числе инвесторов Lalatech — азиатская компания по страхованию жизни FWD Group миллиардера Ричарда Ли, фирма C Capital магната недвижимости Адриана Чэна, Gaw Capital Partners инвестора Гудвина Гоу, Shunwei Capital сооснователя Xiaomi Лэя Цзюня, китайский сервис доставки еды Meituan, хедж-фонд D1 Capital Partners миллиардера Дэниэла Сундхайма и инвестиционная фирма Boyu Capital, которую основал внук бывшего президента Китая Цзян Цзэмин.
В 2013 году Чоу, который является председателем и генеральным директором компании, стал соучредителем Lalatech, чтобы оцифровать весь процесс фрахтования транспорта, который традиционно осуществляется через кол-центры. Через мобильное приложение частные лица и компании связываются с курьерскими службами, которые доставляют продукты, мебель и даже домашних животных.
Lalatech ведет деятельность под брендом Lalamove в Гонконге и Юго-Восточной Азии и под брендом Huolala — на материковой части Китая. Компания начала работать в Гонконге в 2013 году, а год спустя вышла на рынок на материковой части Китая. Она фокусируется на развитии в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке и планирует в ближайшие несколько лет расширяться в сторону Ближнего Востока.
В биржевом проспекте компания сообщила, ссылаясь на данные консалтинговой фирмы Frost & Sullivan, что в первом полугодии прошлого года она была крупнейшей логистической платформой полного цикла (от размещения заказа до фрахтования подходящего транспорта и оплаты) в мире по валовому объему транзакций и занимала 43,5% рынка. Это в 3,5 раза больше, чем доля второго по значимости игрока, Uber Freight, логистического подразделения американского сервиса такси Uber Technologies, которое, как сообщалось в начале этого месяца в отчете Bloomberg News, тоже рассматривает выход на биржу.
Согласно биржевому проспекту, предоставленному Гонконгской бирже, Lalatech, которая занимается в первую очередь доставками в пределах одного города, сумела сократить чистые убытки примерно на 96% по сравнению с предыдущим годом, и в 2022 году они составили $93 млн. За тот же период выручка компании подскочила на 23% и достигла почти $1 млрд, причем более 90% продаж приходится на континентальный Китай.
Lalatech объясняет свой стабильный рост широкой сетью партнеров и курьерских служб, которую ей удалось построить за последние несколько лет. В конце прошлого года Lalatech сообщала, что ее сеть включает в себя более 7 млн проверенных курьерских служб, а в месяц ее платформой пользуются в среднем более 11 млн партнеров. Гонконгская компания присутствует в 400 городах и на 11 рынках, включая Бангладеш, Бразилию, Индонезию, Малайзию, Мексику, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Вьетнам. Сеть Lalatech позволяет компании больше зарабатывать на платном членстве и комиссиях, которые платят курьерские службы.
Чоу, который родился на материковой части Китая и вырос в полуразрушенном деревянном доме в Гонконге, получил стипендию на обучение в США, когда сдал все выпускные экзамены на «отлично», как он рассказал в интервью для Китайского университета Гонконга, где он получил степень магистра экономики. Закончив бакалавриат Стэнфорда, Чоу начал работать консультантом Bain & Co. в Гонконге.
Проведя большую часть своего рабочего времени за игрой онлайн в техасский холдем, Чоу решил попытать удачи как профессиональный игрок. За восемь лет профессиональный игры Чоу выиграл $30 млн гонконгских долларов ($3,8 млн).
В 2013 году Чоу использовал выигрыши от игры в покер, чтобы вместе с Гэри Хуэем и Мэтью Таном основать Lalatech (тогда компания называлась EasyVan): его раздражала необходимость звонить в кол-центры, чтобы заказать доставку. В интервью для Китайского университета Гонконга Чоу признался, что хотел бы, чтобы название Lalatech стало синонимом доставки.
Перевод Натальи Балабанцевой