Короткая передышка: почему китайские бизнесмены ждут ужесточения от властей
По прогнозам аналитиков, благоприятствующая бизнесу стратегия правительства КНР может закончиться уже в этом году. «Как только стабилизируются экономические условия, я ожидаю возвращения всего того, что происходило до ноября 2022-го», ― заявляет Чэнь Чжиу, преподаватель управления финансами в Гонконгском университете. Чэнь имеет в виду прошлогодние жесткие меры государства, которые почти обнулили рост доходов у крупнейших технологических гигантов страны и из-за усложненного доступа к кредитным средствам спровоцировали череду дефолтов в сфере недвижимости.
Теперь же, когда экономика резко замедлилась, а уровень безработицы покоряет новые высоты, от прежнего подхода, завязанного на идеологии и контроле, пришлось отказаться. Однако власти ни в коем случае не ставят на нем крест и недавно на это четко намекнули: обзавестись так называемыми золотыми акциями местных подразделений интернет-гигантов Alibaba и Tencent решили окологосударственные структуры. Доли капитала, получаемые по такому механизму, обычно невелики (около 1%), но они дают держателю особые права, позволяющие чиновникам влиять на процесс принятия важных внутренних решений.
Тем не менее, пока Пекин находится в поисках оптимального баланса своих целей, миллиардеры могут вздохнуть спокойно. Так, с начала текущего года состояние Джека Ма, которого недавно видели на публике в Таиланде, выросло на $2,3 млрд до $25,6 млрд, хотя это все еще почти вдвое меньше, чем было в 2021-м. Власти наконец одобрили план Ant Group по привлечению средств на $1,5 млрд, но перед этим из-за резкой критики китайской банковской системы со стороны Ма в конце 2020 года отозвали выход финтех-гиганта на биржу ― капитализация тогда могла достигнуть $35 млрд.
58-летний миллиардер, основавший Ant Group и коммерческий интернет-гигант Alibaba десятилетия тому назад, согласился на сокращение своей доли голосов в Ant Group с 50% до 6,2%, это произойдет после заявляемой компанией «дальнейшей оптимизации корпоративного управления». Изменения в составе акционеров организации означают, что теперь повторную попытку выхода на фондовый рынок придется ждать еще дольше. По правилам рынка акций класса A (торгующихся в юанях) в Шанхае компаниям, в которых произошли изменения в составе собственников, до IPO нужно ждать три года. На шанхайском STAR Market, чем-то схожим с американским Nasdaq, период ожидания составляет два года, а на Гонконгской фондовой бирже ― всего один год.
«Недавно начавшееся упрощение работы технологические компании воспримут с радостью, но им придется и дальше иметь дело с секторами, где монополия находится в руках государства, то есть в сферах создания контента и обработки платежей, ― полагает Виктор Ши, помощник преподавателя политической экономики в Калифорнийском университете в Сан-Диего. ― Таким образом, становится неизбежно еще одно столкновение между технологической отраслью и правящей партией».
Аналитики утверждают, что смягчение режима окажется кратковременным явлением и для сферы недвижимости, хотя многие говорят, что свою политику «трех красных линий» власти подумывают упростить. Изначально в 2020 году этот подход применили для установления верхнего предела при получении кредитных средств, однако впоследствии тактика вылилась в резкое сокращение продаж жилья и волну дефолтов по всему сектору недвижимости. Инициатива станет дополнением к уже принятым мерам поддержки вроде разрешения на продление периода выплат по кредитам и выделения сотен миллионов долларов новых займов. В таких условиях резко пошли вверх котировки некоторых агентств недвижимости, например, с начала года миллиардерша и соосновательница Longfor Group У Яцзюнь стала богаче на $282 млн, а сопредседательница совета правления Country Garden Ян Хуэйянь заработала $465 млн.
«Что касается сферы недвижимости, если ослабление надзора сработает, то цены на жилье снова пойдут вверх, а уровень задолженности продолжит расти, ― отмечает Ши. ― Со временем центральному правительству придется разворачиваться в противоположном направлении».
Но аналитики говорят, что внимание к нуждам рынка все же поможет Китаю оживить экономику. В декабре экономист Тин Лу из финансовой компании Nomura скорректировал свой прогноз по росту ВВП страны в текущем году с 4% на 4,8%, отметив в аналитической записке, что к этому его подтолкнули смягчение мер по борьбе с распространением COVID-19, государственная поддержка сектора недвижимости, а также заявления чиновников о том, что к частным предпринимателям нужно относиться с уважением.
Китайские бизнесмены тоже в последнее время выступают с благоприятными прогнозами по внутренней экономике. На позапрошлой неделе известные руководители рассказали Центральному телевидению Китая CCTV, о том, что перспективы возобновления стремительного роста страны вселяют в них оптимизм, ― среди гостей студии были генеральный директор Alibaba Дэниел Чжан, миллиардер и президент Wahaha Group Цзун Цинхоу и миллиардер — основатель Zhejiang Chint Electrics Нань Цуньхуэй.
Тем не менее в ходе встречи с чиновниками ведомств по борьбе с коррупцией 9 января председатель Си высказал предостережения по поводу «любого проникновения капитала в политику, подрывающего основы политической экосистемы или обстановки для экономического развития», подчеркнув свое текущее намерение осуществлять контроль в крупнейших частных предприятиях Китая. Ся Мин, преподаватель политических наук в Городском университете Нью-Йорка, объясняет, что в управлении экономикой нынешнее руководство страны по-прежнему полагается на государственные компании, из-за чего общий инвестиционный климат внутри страны становится менее благоприятным.
Тем временем представители бизнеса уверенности в завтрашнем дне пока не ощущают.
«Партия и центральное правительство пытаются укротить частный сектор, особенно в последние пару лет, ― признает Чэнь из Гонконгского университета. ― Никто не осмеливается отказывать властям в их требованиях, а частный бизнес государству больше не доверяет».
Перевод Антона Бундина