Великобритания потребовала от LetterOne продать купленного год назад провайдера
Британские власти потребовали от компании LetterOne, основанной Михаилом Фридманом и его партнерами, продать купленного в прошлом году провайдера Upp из-за угроз национальной безопасности. Это первый случай применения в Великобритании нового закона о нацбезопасности и инвестициях в отношении сделок с участием россиян, оказавшихся под санкциями
Правительство Великобритании потребовало выставить на продажу регионального провайдера широкополосной связи Upp, который с 2021 года принадлежит инвестфонду LetterOne, основанному российскими миллиардерами Михаилом Фридманом, Петром Авеном и Германом Ханом, сообщила Financial Times.
Текущая структура собственности Upp создает «риск для национальной безопасности», заявил министр по вопросам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Великобритании Грант Шаппс. Он потребовал от LetterOne продать Upp, а от оператора — провести аудит безопасности своей широкополосной сети перед продажей.
LetterOne выразила разочарование этим решением, отметив, что «не находится под санкциями и предприняла быстрые и решительные действия, чтобы дистанцировать компанию от акционеров, подпадающих под ограничения». Последние не играют роли в управлении и не имеют доступа к помещениям, инфраструктуре, людям и средствам, заявила компания.
В заявлении LetterOne отмечается, что в Upp уже были проведены мероприятия, «устраняющие любую предполагаемую угрозу национальной безопасности», компания руководствуется британской моделью управления, а в совет директоров входят только представители Великобритании, США и ЕС. «Мы считаем, что владение LetterOne провайдером Upp никоим образом не представляет угрозы для национальной безопасности», — подчеркнула компания.
LetterOne приобрела Upp в 2021 году в рамках инвестпроекта по созданию региональной британской сети широкополосного доступа стоимостью £1 млрд ($1,4 млрд) . «Инвестиции в Upp в размере £1 млрд и сотни рабочих мест — это отличные новости», — заявила тогда будущий премьер-министр страны Лиз Трасс.
В январе 2022 года в Великобритании заработал новый Закон о национальной безопасности и инвестициях, который позволяет правительству Великобритании проверять сделки, заключенные не более чем пять лет назад, и давать им обратный ход. Покупка Upp стала первым случаем, когда этот закон применяется в отношении сделок с участием россиян, оказавшихся под санкциями, отмечает FT.
Фридман, Хан и Авен попали под санкции Евросоюза и Великобритании весной 2022 года. После этого Фридман и Авен «заморозили» свое участие в LetterOne. «Мы не будем получать дивиденды и не будем управлять компанией, но доли в LetterOne — это наша собственность», — заявил Авен Forbes в начале марта. По его словам, чтобы обезопасить бизнес, они с Фридманом снизили свой суммарный пакет акций LetterOne до менее чем 50%, продав около 0,13% акций партнерам по LetterOne Герману Хану, Алексею Кузьмичеву и Андрею Косогову.