Сын давнего друга президента Владимира Путина Николая Шамалова, совладелец «Сибура» Кирилл Шамалов обжаловал санкции ЕС. Иск бизнесмена опубликован на официальном сайте судебной базы данных Евросоюза. Иск был зарегистрирован 18 октября, в течение месяца станет понятно, к чему апеллирует истец и кто из юристов одной из стран ЕС представляет его интересы.
Партнер АБ NSP Сергей Гландин отмечает, что формально на обжалование санкций отводится два месяца, а значит, крайний срок для подачи такого иска у Шамалова истек еще в июне. Однако согласно европейским законам попавший под санкции может подать заявление о снятии санкций в административном порядке или заявление о предоставлении досье для ознакомления с доказательствами, на основании которых было принято решение о введении санкций. «Отказ в одном или во втором, равно как и предоставление лишь незасекреченной части досье, наделяет фигуранта списка правом на обращение с иском», — поясняет эксперт.
Шамалов — владелец 3,88% акций нефтехимической компании «Сибур». В 2014 году он купил у Геннадия Тимченко на кредит Газпромбанка еще 17% акций компании, но в 2017 году продал их другому совладельцу «Сибура» — Леониду Михельсону. В 2018 году Шамалов попал под санкции США, в санкционном списке ЕС он находится с 8 апреля 2022 года. В качестве обоснования введения против него санкций было указано то, что Шамалов занимает пост зампреда правления «Сибура». Это, по мнению европейских властей, означает, что он работает в секторах экономики, обеспечивающих «существенный источник доходов правительства Российской Федерации».
В 2015 году Reuters в своем расследовании сообщил о свадьбе Шамалова с Катериной Тихоновой — директором фонда «Иннопрактика», которую Reuters и Bloomberg называли «младшей дочерью» президента Владимира Путина. Сам Путин неоднократно отказывался говорить о том, чем занимаются его дочери. В январе 2018 года Bloomberg со ссылкой на свои источники написал, что брак Шамалова и Тихоновой завершен.
В конце апреля власти Франции заморозили виллу Шамалова Alta Mira в Биарицце. В 2012 году он приобрел ее у Геннадия Тимченко.
С начала введения Евросоюзом санкций против России ограничения были наложены более чем на 20 участников российского списка Forbes, и большая часть из них уже подала иски с требованием их отмены. Тем не менее пока что ни один из исков рассмотрен не был. «Средний срок на рассмотрение дела по первой инстанции составляет полтора года. Иски по всем нашим бизнесменам, как поданные весной, так и поданные сейчас, находятся на письменной стадии — обмена процессуальными документами. Она занимает девять месяцев, после чего через три месяца назначаются слушания. Затем суд удаляется на написание решения, что обычно занимает шесть месяцев», — говорит Гландин.
При этом в сентябре Совет ЕС принял решение о снятии санкций с бывшей жены бизнесмена Михаила Фридмана Ольги Айзиман и с сестры Алишера Усманова Саодат Нарзиевой. Впрочем, считать это признаком смягчения санкционной политики нельзя, считает Гландин. Айзиман была исключена потому, что ЕС не имеет права вводить санкции против бывших супругов, если нет доказательств сохранения между ними тесных финансово-экономических отношений, поясняет Гландин. По Саодат Нарзиевой Совет ЕС, скорее всего, не смог собрать достоверных, соответствующих действительности и последовательных доказательств, что она действует не в собственных, а используется братом в его интересах, добавляет он.