Кому из российских миллиардеров достались активы ушедших из России компаний
После 24 февраля многие иностранные компании покинули российский рынок. Подстегиваемые акционерами и правительствами родных стран, с одной стороны, и изменениями российского законодательства с другой (в конце мая Госдума приняла в первом чтении закон о национализации имущества уходящих из России компаний), зарубежные игроки вынуждены продавать местные активы с большим дисконтом и списывать миллионы и миллиарды долларов. По оценке главы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, дисконт при продаже бизнеса уходящих из России компаний превышает 50% от последней оценки.
Меньше всего повезло тем, кто участвовал в энергетических проектах. Например, британская нефтегазовая компания Shell списала $4,24 млрд, в том числе $1,126 млрд инвестиций в проект «Северный поток-2». Среди покупателей своеобразным рекордсменом стал бизнесмен Йозеф Лиокумович, который приобрел 27 гипермаркетов OBI за 600 рублей.
В переделе собственности участвуют и бизнесмены из списка Forbes. Так, совладелец «Норникеля» Владимир Потанин выкупил у французской Societe Generale Росбанк, который сам же им и продал в 2000-е. Основной владелец холдинга «Фармстандарт» Виктор Харитонин, наоборот, решил попробовать себя в новом бизнесе: его компания приобрела у австрийской группы Mondi лесоперерабатывающий завод в Коми, выпускающий ту самую белую офисную бумагу, дефицит которой наблюдается в России в последнее время.
Подробнее о том, кто из миллиардеров получил бизнесы иностранных компаний — в фотогалерее Forbes.