К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как WeChat, только Twitter: зачем Илон Маск создает свое суперприложение

Илон Маск (Фото Imago / TASS)
Илон Маск (Фото Imago / TASS)
Чтобы покупка Twitter принесла Илону Маску желаемый результат, он должен найти способ расширить компанию. Пока бизнес-показатели компании остаются скромными, несмотря на масштабы ее присутствия в культуре и политике

В качестве примера Маск ориентируется, по крайней мере в некоторых вопросах, на оригинальное так называемое суперприложение WeChat, которое принадлежит китайской компании Tencent. На первой встрече с сотрудниками Twitter на прошлой неделе Маск прямо упомянул WeChat, указав, что создание чего-то подобного будет способствовать его более глобальной цели — почти в пять раз увеличить базу пользователей Twitter, до миллиарда человек. «За пределами Китая нет эквивалента WeChat, — сказал он на встрече. — Есть реальная возможность его создать».

Многое из того, что говорит Маск, может показаться нелепым. Например, на встрече он также обсуждал возможность существования инопланетной жизни. Но его мысли насчет WeChat таковыми не являются, хотя ничего нового в них нет. Успех WeChat взволновал многих магнатов Кремниевой долины. Все они с завистью смотрели на экспансивную бизнес-модель WeChat — обмен сообщениями, социальные сети, платежи — и на отсутствие зависимости от доходов от рекламы (этот непостоянный поток доходов питает большую часть их бизнеса). Тем не менее им оказалось невероятно сложно создать американскую версию суперприложения.

«Суперприложение — это приложение, где можно выполнять множество разных задач, даже таких, которые на первый взгляд не слишком между собой связаны, — говорит Юэчэнь Чжао, партнер GSR Ventures. — Все они относятся к повседневному потребительскому поведению и повседневной потребительской жизни».

 

Еще в 2011 году Tencent уже был гигантской интернет-корпорацией, которую миллиардер Пони Ма основал пятнадцатью годами ранее. Однако поведение пользователей менялось и сдвигалось в сторону мобильных телефонов, а значит, популярный десктопный мессенджер Tencent, похожий на AOL Instant Messenger, выходил из моды. Разработчик Tencent Алан Чжан предложил Ма идею простого мобильного чат-приложения, которое бы объединило в себе многие направления бизнеса Tencent.

Сегодня Чжана считают своего рода пророком, а WeChat набрало более миллиарда пользователей, достигнув масштабов Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и TikTok (однако WeChat остается в два раза меньше WhatsApp). Основные функции WeChat: аудио- и видеозвонки и личные переписки, а также возможность создавать групповые чаты и добавлять до 500 участников.

 

«Я впервые скачал WeChat в 2013 году. Я учился в Гарварде и познакомился с моей девушкой — теперь мы женаты, — которая мне о нем рассказала, — вспоминает Чжао. — Мы начали переписываться в приложении. Потом я показал его родителям и осознал: «О боже, мы впервые можем по-настоящему общаться с семьей». А когда я работал в Пекине с 2016 по 2018 год, я довольно хорошо изучил систему».

Система WeChat выходит далеко за пределы коммуникации. WeChat открыт для внешних разработчиков и полон мини-приложений: их более миллиона, и они привлекают 200 миллионов пользователей в день. Они и приложения, разработанные WeChat, как, например, аналог PayPal — WeChat Pay, соединяют между собой все стороны жизни в Китае с помощью QR-кодов, будь то вызов такси, заказ продуктов, запись к врачу, покупка страховки. WeChat зарабатывает на рекламе и получает часть средств, которые проходят через приложение.

Важно отметить хотя бы вкратце, на какие уступки идет WeChat. Это коммерческий успех, но сервис должен существовать бок о бок с китайской цензурой. Приложение следует строгим требованиям властей, которые входят в состав так называемого «Великого файервола» — барьера между китайскими интернет-пользователями и иностранными сайтами. В 2020 году президент Трамп предложил запретить WeChat наряду с TikTok, сославшись на беспокойство по поводу того, как эти компании обрабатывают данные, и их обязанности соблюдать требования правительства. Вы запомнили только часть про TikTok? Неудивительно. В Америке TikTok намного популярнее WeChat, а многие функции WeChat доступны только в Китае. Администрация Байдена отказалась от идеи ввести запрет, хотя сказала, что рассматривает введение новых правил для иностранных приложений.

 

Конкуренты Twitter уже попытались добиться хотя бы доли популярности WeChat. В 2019 году Марк Цукерберг сказал, что Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) сместит фокус внимания от публичных функций к частным перепискам, что было негласным признанием успеха модели WeChat. CEO мессенджера Snapchat и компании Snap Inc. Эван Шпигель тем временем открыл код Snapchat и призывает разработчиков внести свой вклад (например, создать фильтры с дополненной реальностью), и это очень напоминает подход WeChat к мини-приложениям.

Так почему же Facebook или Snap до сих пор не стали суперприложениями? В основном у американских компаний возникают сложности с тем, чтобы встроить в свою экосистему платежи по аналогии с WeChat. Они пытались, но безуспешно. Facebook потерпел неудачу с криптовалютой Libra, но, как сообщается, работает над созданием других виртуальных коинов и системы кредитования. В прошлом году Pinterest размышлял над тем, чтобы продать себя PayPal за $45 млрд — с той же целью. А Instagram отлично заработал на расширенном ассортименте инструментов для покупок, таких как возможность пробивать товары прямо в приложении. Это все тот же подход: платежи, медиа, месседжеры.

Возможно, все они не становятся суперприложениями по одной простой причине. В США мобильные платежи распространены значительно меньше, чем в Китае. Более 80% совершеннолетних жителей Китая пользуются мобильными платежами. В Америке их скорее всего менее трети. Поэтому, даже если у Instagram, Facebook и Snap появятся привлекательные платежные функции, они все еще столкнулись бы c низким спросом на мобильные платежи, которые сыграли немалую роль в успехе WeChat.

Джек Дорси, человек, который дважды возглавлял Twitter, вероятно, отлично понимал потенциал суперприложения. В конце концов, во время его второго срока на посту генерального директора Twitter он параллельно был топ-менеджером Block — компании, создавшей Square и CashApp. Можно предположить, что эти два проекта давали ему более широкие возможности для разработки суперприложения, чем могли надеяться его соперники. Он ими не воспользовался. И это многое говорит о том, как Дорси оценивал шансы суперприложения на успех в США.

И вот появляется Маск, который почти 13 лет размышляет об онлайн-платежах, лунных орбитах и солнечных батареях. (Маск впервые стал известен как сооснователь PayPal). Это уже кое-что. И конечно, у Дорси был доступ к существующей финтехинфраструктуре, какого не будет у Маска. Но у Маска, похоже, есть нечто, чего не было у Дорси, и это, возможно, даже важнее: стремление сделать Twitter больше.

 

Да, у Дорси были планы по развитию Twitter. Но они были по меньшей мере частично обусловлены давлением со стороны внешнего акционера, Elliott Management. И даже когда Elliott Management вынудила Дорси увеличить темпы, планы Дорси все еще были в несколько раз менее масштабными, чем предложение Маска. Дорси предсказывал продажи $7,5 млрд к следующему году. Маск, как сообщается, предсказывает почти $30 млрд к 2028 году. Одна только реклама вряд ли принесет Twitter $30 млрд, особенно учитывая, что экономика, похоже, на грани рецессии, а это всегда плохая новость для рекламного бизнеса. Кроме того, из-за изменений, которые Apple внесла в свое программное обеспечение, мобильная реклама сейчас не так прибыльна. Возможно, это только подталкивает Маска к созданию суперприложения, чтобы улучшить свои шансы.

Конечно, у суперприложения есть и потенциальные недостатки, как отмечает Скотт Кеннеди, председатель правления по вопросам китайского бизнеса и экономики Центра стратегических и разведывательных исследований, аналитического центра в Белтуэй. Хотя в Китае, где принят не слишком последовательный подход к капитализму, это не так важно.

Если Маску удастся то, что не удавалось никому в Кремниевой долине, и создаст свое суперприложение, это будет крупный коммерческий проект. Да! Этого Маск и хочет, скажете вы. Да, масштабы — это хорошо. Или нет.

«Одна из причин, почему критикуют WeChat, — это его склонность к монополистическому поведению, — говорит Кеннеди. — У нас уже вызывают подобное беспокойство Facebook, Apple и другие компании. Думаю, в США суперприложение столкнется с законодательством о защите конкуренции».

 

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+