Календарь перевернул: как основатель Calendly «запланированно» стал миллиардером
Топ Авотона, 40-летний основатель и генеральный директор Calendly, откидывается на спинку стула и громко хохочет.
«Вы называете это трендом, я называю это правдой», — говорит он, хлопая ладонями по столу. Правда, по словам Авотоны, заключается в том, что Calendly, его программа для планирования, нужна всем, чтобы вести лучшую, более продуктивную и счастливую рабочую жизнь.
Девять лет назад Авотона запустил Calendly, вложив в нее $200 000, а позже уволился с работы, где продавал программное обеспечение. Сегодня у компании 10 млн пользователей, в числе которых Lyft, Ancestry.com, Университет Индианы и La-Z-Boy. Выручка компании в прошлом году превысила $100 млн — вдвое больше, чем в предыдущем. В этом году она может снова удвоиться.
Компания, основанная в Атланте, сейчас не имеет физических офисов, но приносит прибыль с 2016 года. В 2021 году она привлекла $350 млн от OpenView Venture Partners и Iconiq Capital, бизнес был оценен в $3 млрд. Это значит, что мажоритарный пакет Авотона стоит не менее $1,4 млрд с учетом ставки дисконтирования 10%, которую Forbes применяет ко всем непубличным компаниям. Авотона — один из всего лишь двух темнокожих IT-миллиардеров США. Второй — Дэвид Стюард, 70-летний основатель IT-поставщика World Wide Technology из Миссури. «Топ может стать самым успешным афроамериканским IT-предпринимателем своего поколения», — говорит Дэвид Каммингс, основатель фирмы Atlanta Ventures, которая семь лет назад возглавила посевной раунд финансирования Calendly на $550 000.
Calendly — не единственная компания на рынке тайм-менеджмента. Square, Microsoft и цюрихский сервис Doodle предлагают аналогичные продукты. Но Calendly набрала популярность благодаря своему удобному дизайну, а также модели «фримиум», которая позволяет привлекать платных клиентов без расходов на маркетинг.
Теперь Авотона выходит за пределы планирования встреч и разрабатывает инструменты, которые помогают рекрутерам, торговым представителям и другим офисным сотрудникам разумно планировать время. Речь идет о том, чтобы назначать встречи нужному человеку в большой компании и прикреплять к самому приглашению необходимые документы, такие как повестки дня и бюджеты, которые упростят ход встречи. Сюда относится и интеграция с инструментами для продуктивности вроде Salesforce, что позволяет отслеживать свои результаты. Кто-то может посчитать планирование встреч рутиной, но Авотона считает, что это ключ к тому, чтобы налаживать связи между всеми процессами в организации. Этот стратегический подход позволяет ему оценивать глобальный рынок, на котором действует Calendly, потенциально в $20 млрд.
«За свою жизнь я оказывался в выигрыше, потому что не слушал общепринятых мнений, — говорит Авотона. — Это было полезно и для меня лично, и, думаю, для бизнеса».
Авотона родился в столице Нигерии Лагосе в семье среднего класса. Его отец был микробиологом и предпринимателем, а мать работала в центральном банке. Лагос, город с населением 15 млн человек, обладает цветущей экономикой, но не безопасен. Когда Авотоне было 12 лет, его отца застрелили у него на глазах грабители, пытавшиеся угнать машину. «С очень раннего возраста какая-то часть меня хотела отомстить за него», — однажды сказал он.
В 1996 году, когда ему было 15 лет, он переехал с семьей в Атланту. Он изучал информатику в Университете Джорджии, а затем переключился на бизнес и управление информацией. «Мне нравилось программировать, но это было слишком монотонно, — говорит он. — Я, наверное, слишком экстраверт, чтобы быть программистом».
Он стал продавать программное обеспечение для IT-компаний, таких как Perceptive Software, Vertafore и EMC (позже ее приобрел Dell). Кроме того, он попутно основал несколько фирм: сайт знакомств, компанию по продаже проекторов и компанию по продаже садовых инструментов. Все они провалились.
Идея в основе Calendly отличалась тем, что появилась из его собственного раздражения как торгового представителя, которому приходилось назначать встречи: иногда эта задача требовала десятков писем и дней ожидания. «Для меня было очевидно, что существовавший подход к планированию не работал», — говорит он. В 2013 году он основал Calendly на базе коворкинга для предпринимателей Atlanta Tech Village. Чтобы собрать финансирование, он опустошил свой пенсионный счет и кредитки. «Это мог бы быть серьезный провал, — говорит он. — С предыдущими компаниями я немного страховался и оставлял себе пути к отступлению. С Calendly я бросился в бой и вложил все до последнего цента. Если уж собрался что-то делать, надо приложить все усилия».
За помощью в программировании он обратился к украинской фирме Railsware. Авотона был в Киеве восемь лет назад, когда протестующие заполняли улицы. Теперь, во время «спецоперации»*, Calendly помогла переехать десяти разработчикам-подрядчикам из Railsware и оказала финансовую поддержку им и их семьям.
К концу 2013 года у Авотоны был рабочий продукт, но совсем не оставалось денег. Посевные инвесторы во главе с Дэвидом Каммингсом пришли на помощь и предоставили полмиллиона долларов. Calendly бесплатен для частных пользователей, а для корпораций подписка стоит обычно $25 за одного пользователя в месяц. «Сотрудники расхваливают наш продукт руководителям, и наши позиции крепнут, — говорит Авотона. — Это троянский конь, который помогает нам проникать в компании».
Корпоративные клиенты могут создавать кастомизированные лендинги, перенаправлять встречи конкретным группам людей и подключать Calendly к другим инструментам, таким как Salesforce, Stripe, Zoom и Hubspot. Число крупных клиентов (по определению Calendly — это те, кто платит более $100 000 в год) за последние 12 месяцев выросло десятикратно по мере того, как Calendly развивала собственный отдел продаж. Например, зарегистрированный на бирже онлайн-магазин автомобилей CarGurus запланировал через Calendly около 2000 коммерческих встреч с дилерами с тех пор, как начал пользоваться сервисом в мае прошлого года. По словам старшего цифрового стратега CarGurus Майкла Райли, который руководил внедрением Calendly, это значит, что «компания сэкономила 500 человеко-часов».
В июне прошлого года US Foods, крупный поставщик продуктов питания со штаб-квартирой недалеко от Чикаго, внедрил Calendly для 100 сотрудников, которые работают с независимыми ресторанами (преимущественно семейными заведениями). В результате сделки US Foods получил возможность создавать кастомизированные шаблоны для встреч на английском и испанском, а также учитывать данные о новых продажах и других процессах при разработке стратегии.
Этикет в Calendly (кто приглашает, кто принимает приглашение) может быть неочевидным, особенно в отраслях вроде венчурного капитала, где подобные вещи имеют большое значение. Авотона, который говорит, что для обычных рекрутеров или торговых представителей это не составляет проблемы, с удивлением наблюдал, как прошлой зимой его компания оказалась в центре скандала в Twitter. 26 января Сэм Лессин, венчурный инвестор из Slow Ventures, написал, как он ненавидит Calendly, и назвал сервис «самой наглой/неприкрытой демонстрацией действия социального капитала в бизнесе».
«Кто тебя так обидел, Сэм», — ответил Дастин Московиц, миллиардер и сооснователь Facebook (соцсеть входит в Meta — признанную в России экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена), чья платформа для управления проектами, Asana, является клиентом Calendly. Венчурный инвестор Марк Андриссен (состояние $1,7 млрд) опубликовал твит, который позже был удален: «Вступает в силу немедленно: всем, кто проигнорирует мои ссылки в Calendly, будет навечно запрещено привлекать венчурный капитал в Кремниевой долине».
Авотона говорит, что в результате этой перепалки к сервису присоединились десятки тысяч новых пользователей. «Наши маркетологи долго думали, как сделать так, чтобы в этом году все заговорили о Calendly. Мы не знали, что самый простой способ — это написать несколько твитов, — говорит он. — Мы бы лучше не придумали».
Теперь Авотона, который прошлым летом перевел всю компанию с 424 сотрудниками на полностью удаленный режим работы, планирует внедрить новые функции, которые позволят пользователям Calendly уделять больше внимания подготовке к встречам (например, прикреплять резюме кандидатов к приглашениям от рекрутеров) и результатам встреч (например, дополнительные инструменты для аналитики). Кроме того, он собирается выходить на зарубежные рынки и считает, что сложности планирования не связаны со страной или языком.
«Наша задача — сделать каждую встречу эффективной и помочь добиться заявленных целей, — говорит Авотона, который признается, что в среднем проводит на встречах 25 часов в неделю. — Мы считаем, что планирование — это возможность добиться успеха на встрече: как вы назначаете встречу, готовитесь к ней и поддерживаете договоренности после. Это наше общее видение».
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Перевод Натальи Балабанцевой