Власти острова Мэн сняли с учета восемь самолетов российских миллиардеров
Согласно данным авиационного реестра острова Мэн, 3 марта c учета был снят самолет Airbus A340, предположительно принадлежащий совладельцу USM Алишеру Усманову, 4 марта — Bombardie BD-700 Global Express, предположительно принадлежащий совладельцу «Северстали» Алексею Мордашову, 5 марта — два самолета Bombardie BD-700 Global Express, предположительно принадлежащие бизнесменам Аркадию и Борису Ротенбергам, 10 марта — Gulfstream G650, предположительно принадлежащий совладельцу «Уралхима» и «Уралкалия» Дмитрию Мазепину.
Также 3 марта регистрации лишился вертолет H175, предположительно принадлежащий Усманову, 11 марта — три вертолета EC-145 и вертолет EC-155, предположительно принадлежащие Роману Абрамовичу, все производства Airbus Helicopters. Это не все злоключения, произошедшие с вертолетами, предположительно принадлежащими Роману Абрамовичу. Как сообщает The Daily Herald, глава Департамента авиации и судоходства острова Сен-Мартен Луи Халлей отозвал лицензию на полеты вертолетов, выданную компании Luviair Limited. Неподалеку от Сен-Мертена располагается остров Сен-Бертелеми, где находится вилла, предположительно принадлежащая Роману Абрамовичу, и где часто швартовались предположительно принадлежавшие ему яхты Eclipse, Garcon и Solaris, на которые садятся эти вертолеты.
При этом с учета на острове Мэн были сняты не только воздушные суда бизнесменов, попавших под санкции. Согласно данным реестра, 14 марта с учета был снят Falcon 8X, предположительно принадлежащий совладельцу TCS Group Олегу Тинькову, 16 марта — Airbus A319, предположительно принадлежащий владельцу ФК «Монако» Дмитрию Рыболовлеву, 17 марта — Gulfstream G650, предположительно принадлежащий владельцу ФК «Краснодар» Сергею Галицкому.
Forbes направил запросы представителям всех указанных бизнесменов, но ответов не получил.
Знакомый одного из бизнесменов рассказал Forbes, что представители авиационных властей сейчас лишают регистрации все суда, так или иначе связанные с Россией, вне зависимости от того, где они зарегистрированы. По его словам, владельцам самолетов дается небольшой срок на поиск новой юрисдикции для перерегистрации судна. На данный момент у всех перечисленных самолетов в графе «новое государство регистрации» указано «нет данных».
При этом Forbes нашел как минимум два судна, принадлежащих участникам российского списка Forbes и не снятых с учета. По словам источника Forbes на рынке авиации, объясняется это тем, что данные в регистр вносятся с некоторой задержкой.
Официально власти острова Мэн обнуление регистраций самолетов и вертолетов всех клиентов с российскими паспортами не анонсировали. Тем не менее в комментарии BizavNews министр предпринимательства Мэна Алекс Аллинсон заявил: «[Остров] имеет проверенный опыт в соблюдении глобальных стандартов прозрачности, и мы предпринимаем дополнительные шаги, чтобы гарантировать, что мы можем принимать масштабные меры против любого бизнеса, связанного с Россией».
Остров Мэн — одна из самых популярных юрисдикций для частных джетов. Благодаря особенностям местного законодательства владельцы самолетов, зарегистрировавшие их там, могут иметь право возместить НДС, уплаченный при покупке судна.
Важное преимущество реестра — географическое расположение острова: Мэн находится в центре Британских островов, недалеко от Европы, в одном с ней часовом поясе. Прописывая бизнес-джет в регистре острова Мэн, владелец также получает такие преференции, как высокие регулятивные стандарты, относительно низкие издержки и отсутствие налога на страховую премию, перечисляет руководитель проекта BizavNews Дмитрий Петроченко.
Куда будут перерегистрировать свои джеты российские бизнесмены? Вариантов осталось немного, признает эксперт. Европейские юрисдикции (самые популярные — Мальта, Швейцария, Австрия) отпали автоматически, Каймановы Острова и Аруба могут последовать за островом Мэн. «Остается только префикс RA — Российская Федерация», — разводит руками Петроченко.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.