Как Татьяна Бакальчук превратилась из домохозяйки в железную леди ретейла
По итогам 2021 года оборот Wildberries, по оценке компании, вырастет более чем на 85% — до 810 млрд рублей, а прибыль достигнет 10 млрд рублей — это в пять раз больше, чем в 2020 году. Вместе с бизнесом растет и уверенность в собственных силах самой Бакальчук, которая все смелее высказывает и отстаивает свою позицию.
Впервые это стало заметно весной 2020 года: когда стали вводить связанные с коронавирусом ограничения, Бакальчук выступила с видеообращением, в котором призвала закрыть все торговые залы продуктовых магазинов и перевести их работу в режим пунктов выдачи заказов. «Пожалуйста, не лукавьте, прикрываясь постановлением, что вы и так делаете все для того, чтобы обеспечить как можно меньший контакт между людьми в ваших торговых залах. Мы все прекрасно знаем, что сейчас творится в ваших магазинах», — заявила Бакальчук.
Реакцию на это заявление отразил в комментарии в своем телеграм-канале политолог Станислав Белковский: «Поведение Татьяны Бакальчук, основателя бренда Wildberries, которая отражает истинные представления российского капитала о «социальной ответственности». Любая беда, она же катастрофа, должна быть предложена для создания новых каналов и методов обогащения «социального ответственного» бизнеса. Никак иначе. Примечательно, что общественного мнения г-жа Бакальчук демонстративно не боится: может, и справедливо».
Позже Бакальчук пояснила, что не призывала к закрытию офлайн-магазинов и не планировала забирать у них долю рынка., по ее словам, она лишь хотела простимулировать конкурентов к переводу продаж в онлайн.
Wildberries, которая запустила онлайн-продажи продовольствия в начале 2018 года, увеличила оборот торговли продуктами питания в 2019 году в восемь раз, с 0,2 млрд рублей до 1,6 млрд рублей. В 2021 году компания занимает четвертое место среди всех крупнейших продуктовых ретейлеров в стране и, по мнению генерального директора «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, в начале 2022 года выйдет на третье место после X5 Group и «Магнита», опередив Mercury Retail Group («Красное & Белое», «Бристоль»).
«Уникальность компании состоит в том, что она сохраняет лидерство и демонстрирует высокие темпы роста в условиях, когда ее конкурентами являются либо уже публичные компании, которые привлекли масштабный капитал (Ozon), либо продавцы, входящие в состав экосистем (Яндекс.Маркет и Сбермегамаркет), либо игроки, обладающие уникальными компетенциями в трансграничных продажах («AliExpress Россия»), — считает Бурмистров. — Wildberries строит вокруг себя среду, активно взаимодействуя с малым бизнесом, ИП и самозанятыми, постоянно расширяет список партнеров». По данным Wildberries, через площадку компании свои товары сейчас продают 500 000 отечественных предпринимателей и компаний — на 400 000 больше, чем годом ранее.
По оценке «Infoline-Аналитика», доля Wildberries на розничном рынке, по итогам 9 месяцев 2021 года, составляет 18%. В этом году компания Бакальчук стала крупнейшим продавцом непродовольственных товаров, опередив DNS, и занимает второе место в сегменте детских товаров, уступая только «Детскому миру».
Первые роли на рынке у Wildberries — это не только формальное лидерство, но и колоссальное влияние на рынок: на конкурентов (в том числе оффлайновых), на производителей и дистрибьюторов и на поведение покупателей, уверен партнер Data Insight Борис Овчинников. «Жители множества населенных пунктов — малых и средних — именно благодаря компании Бакальчук получили возможность покупать онлайн, получили доступ к гигантскому ассортименту, и при этом с быстрой (по сравнению с покупками из Китая) доставкой», — рассуждает Овчинников.
Кроме того, по мнению аналитика, Wildberries не только значительно ускорила процесс перетока покупателей из офлайна в онлайн, но и радикально поменяла правила дистрибуции и кардинально расширила возможности для небольших производителей и импортеров, упростив им задачу «как попасть на полку розничной сети». Сегодня существует большое количество брендов, которые смогли пробиться к покупателю благодаря маркетплейсу.
В декабре 2021-го американский Forbes назвал Татьяну Бакальчук лидером по приросту состояния в процентах среди всех миллиардеров в мире — за год она разбогатела более чем на 1000%, до $13 млрд. Также Бакальчук с супругом возглавили рейтинг богатейших российских семей. «Я нейтрально отношусь к рейтингам. Не думаю, что что-то изменится в моей жизни или самой компании», — прокомментировала новость российскому Forbes Татьяна Бакальчук. Однако отрицать очевидное влияние возросших оценок состояния основательницы на ее бизнес, да и на саму Бакальчук, сложно. 2021 год радикально поменял лицо компании, политика маркетплейса ужесточилась, дошло дело до заявлений партнеров о забастовках.
В августе компания Wildberries обвинила в завышенных тарифах платежные системы Visa и Mastercard и предложила своим покупателям экономить, оплачивая товары с помощью российских платежных сервисов — «Мир», системы быстрых платежей или SberPay. Wildberries установил скидку при оплате через российские платежные системы и система «Мир» впервые обогнала западные по объемам и числу транзакций и до сих пор (уже после окончания акции) занимает первое место среди всех платежных систем, по данным пресс-службы ретейлера. «Мы первыми из онлайн-ретейлеров публично обратили внимание на «перегретость» тарифов и необходимость их корректировки. Компания провела большую работу совместно с российским банковским сообществом и международными платежными системами — в результате удалось достигнуть договоренностей по новым тарифам для всей интернет-торговли, социальная значимость которой в последние годы значительно выросла. Это действительно беспрецедентная история по своим масштабам и итогам», — с гордостью заявляет глава пресс-службы Wildberries Валерий Прокопьев.
Еще одним громкой новостью стал ввод платного возврата товаров для тех покупателей, которые много заказывают, но мало оплачивают: клиент, процент выкупа у которого меньше 20% или сумма выкупа ниже 10 000 рублей, компенсирует расходы продавца на обратную транспортировку до склада в размере 100 рублей за каждую единицу товара. По словам официального представителя Wildberries, непопулярная мера коснется лишь 5% покупателей и должна защитить селлеров маркетплейса от недобросовестной конкуренции (например, когда с фейковых аккаунтов осуществляется крупная закупка партии товара, но в дальнейшем она не производится).
«У Wildberries есть одно большое отличие, которое сильно влияет на рынок, — взаимодействие с партнерами, зачастую давление на них, — говорит один из крупнейших игроков рынка онлайн-торговли. — Их методы: принуждение к скидкам в период распродаж, переход на брендированные пункты, внезапные изменения условий сотрудничества, когда партнеры просто не успевают подготовиться — все это причиняет много боли партнерам». «В информационном пространстве это рождает заблуждение, что маркетплейсы могу расти исключительно за счет «закручивания гаек» для небольших партнеров», — добавляет собеседник Forbes.
«Создание лучшей среды для развития предпринимательства в России — вот наша большая цель, к которой мы стремимся, — заявила Forbes Татьяна Бакальчук. — Для нас приоритетной задачей является улучшение онлайн-площадки Wildberries, которая объединяет покупателей, российских производителей, логистических партнеров и сотрудников».
В декабре очередная радикальная мера коснулась владельцев «полигамных» пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries, которые выдают посылки нескольких маркетплейсов одновременно. Чтобы не делить офлайновые точки с конкурентами, в преддверии новогодних праздников компания Бакальчук начала массовое отключение небрендированных пунктов. Это поставило под угрозу заработок малого бизнеса, о котором так заботится онлайн-гигант. В Wildberries заявили, что предупредили партнеров о новых правилах за несколько месяцев — в октябре 2021 года — и начали «постепенный переход на выдачу заказов в брендированных точках».
«Основная сложность в работе с Wildberries — отсутствие коммуникации и, к сожалению, уважения к партнерами», — вздыхает один из партнеров, владеющий несколькими десятками ПВЗ Ozon и Wildberries в Сибири. По его словам, у Ozon на протяжении двух лет условия сотрудничества неизменны, а поддержкой партнеров занимаются территориальные менеджеры. В то время, как у Wildberries «условия бесконечно меняются».
Очередное нововведение, о котором маркетплейс предупредил партнеров 26 декабря, — начиная с 5 января комиссия, которую они получают, снизится с 5% до 2-3,5%, рассказал Forbes партнер Wildberries и Ozon из Сибири (речь идет исключительно о новых ПВЗ). Кроме того, своих менеджеров в регионах компания сократила в целях оптимизации и теперь все управление сетью ПВЗ ведет небольшая команда из Москвы. Все проблемы решаются через единственный телеграм-чат, где просьбы партнеров рассматриваются неделями. При этом держать ПВЗ предпринимателям Wildberries все равно гораздо выгоднее: месячная выручка в среднем в два раза выше, чем от Ozon. В Wildberries отвечают:
«Информация не соответствует действительности:
условия работы для для тех, кто уже открыл ПВЗ, не менялись, а другие условия действуют
для пунктов, открывающихся с 2022 года. Команда не менялась, а все обращения
рассматриваются только через официальные ресурсы, а не через чаты».
Для перехода от партнерских к брендированным ПВЗ Wildberries дали очень хорошие условия, признает партнер Wildberries и Ozon из Сибири. «Многие на это купились: если комиссия у Ozon составляет 4,4%, то Wildberries предлагает первые четыре месяца работы поддержку: 9%, 8%, 7% и 6% комиссии соответственно, — говорит предприниматель. За это время, по его словам, можно окупить вложения в точку — около 200 000 рублей на ремонт, мебель, оборудование.
«Wildberries действительно диктует правила куда более жесткие, чем на других маркетплейсах. Они могут это себе позволить, учитывая их размер и вес на российском e-commerce, — считает партнер Data Insight Борис Овчинников. — Маркетплейсам, догоняющим Wildberries и друг друга, дорог каждый селлер, поэтому перед ними стоит задача сделать пребывание партнера на своей площадке приятнее и комфортнее, чем у конкурентов. А у Wildberries задача — монетизировать популярность, которой добилась площадка, грубо говоря, выжать дополнительные «соки» из селлеров: хотите продаваться на самом популярном маркетплейсе, несите издержки, не хотите — ваше место займет другой».
В декабре Татьяна Бакальчук вошла в состав центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ). По ее словам, ОНФ — «еще одна важная публичная площадка, на которой компания сможет выступать как эксперт отрасли и доносить до государства и общественности свою позицию». «Вступление позволит начать совместную работу и в части развития предпринимательства в стране: будем обсуждать вопросы, которые сегодня волнуют предпринимателей, и искать решения, которые позволят их поддержать, — рассказала основательница Wildberries Forbes. — Отрасль e-commerce сейчас находится в стадии бурного развития, буквально формируется на наших глазах, и очень важно при принятии решений, в том числе регуляторных, не навредить поспешными и необдуманными действиями».
«На мой взгляд, это ошибка со стороны Татьяны. Политика и предпринимательство всегда были и будут в разных углах ринга, — считает хорошо с ней знакомый предприниматель. — Она [Бакальчук] всегда сторонилась политики — так и надо было продолжать».
Бакальчук решила иначе.