Солнечное братство: почему решение Маска купить бизнес у кузенов может дорого ему обойтись
Пять лет назад Илон Маск уведомил инвесторов о том, что Tesla приобрела компанию SolarCity, которая на тот момент была лидером в сфере установки солнечных панелей в США. «Я довольно оптимистично смотрю на то, чем обернется сделка. Это будут кардинальные перемены», — отмечал Маск во время конференц-колла с аналитиками в ноябре 2016 года. «Потребители воспринимают ее чрезвычайно хорошо», — говорил он о купленной компании, стоимость которой на тот момент оценивалась в $2,2 млрд.
Опасения аналитиков по поводу нестабильного финансового положения SolarCity миллиардер развеял. «Есть немало скептиков на финансовом фронте, в том числе некоторые крупные хедж-фонды. Но я не вижу предпосылок к банкротству SolarCity. Их нет», — подчеркнул миллиардер.
В понедельник, 12 июля, Маск предстанет перед Канцлерским судом Делавэра, чтобы отстоять свое решение о сделке. Он остался единственным ответчиком в деле, которое инициировали акционеры Tesla, утверждающие, что покупка SolarCity была спасением проблемной компании, которую основали кузены Маска и в которой он был крупнейшим инвестором и председателем совета директоров. В своем иске акционеры ранее также обвиняли совет директоров Tesla в слабом корпоративном управлении.
В прошлом году члены совета во главе с председателем Робин Денхолм заключили с истцами мировое соглашение, выплатив $60 млн и не признав вины. Но Маск решил защищать себя в суде. Поражение может стоить ему полной суммы сделки — больше $2 млрд, что станет одним из самых дорогих судебных решений, когда-либо вынесенных против отдельно взятого руководителя компании. Хотя корпорациям вроде Bank of America и BP уже приходилось платить многомиллиардные компенсации за их роль в ипотечном кризисе США и катастрофическом разливе нефти в Мексиканском заливе, топ-менеджеры сами по себе редко несут личную ответственность на такие суммы.
Солнечный «Газпром» Илона Маска: как миллиардер спасает компанию своих кузенов
Это не первое серьезное судебное злоключение для 50-летнего миллиардера. У Маска могут быть обожествляющие его фанаты и 58 млн подписчиков в Twitter, но его опыт в защите себя от собственных комментариев, из-за которых у него уже возникали проблемы, неоднозначен. В 2018 году он лишился поста председателя совета директоров Tesla и был вынужден выплатить $20 млн штрафа за твит о планах сделать Tesla частной компанией, для которого не было оснований.
Более позднее дело, возбужденное Комиссией по ценным бумагам и биржам в связи с комментариями Маска в Twitter о производственных целях Tesla, обошлось без наказания предпринимателя. В декабре 2019 года он выиграл суд с британским дайвером Верноном Ансвортом, который консультировал таиландских спасателей во время спасения детской футбольной команды из пещеры. Ансворт подал иск о клевете после того, как Маск его назвал Pedo Guy.
Золотой фонд цитат: как твиты Илона Маска влияют на рынок
В основе дела SolarCity лежит серьезный вопрос: зачем вообще Tesla решила приобрести компанию? Маск утверждал, что это будет революционная сделка, которая позволит захватить рынок солнечной энергетики с помощью экономичных солнечных панелей, аккумуляторов Tesla и высокотехнологичных крыш. Мало того, что лишь часть этих планов воплотилась в жизнь, в сделке с самого начала присутствовал очевидный риск конфликта интересов. SolarCity в 2006 году основали кузены Маска Линдон и Питер Райв по совету самого миллиардера. Их богатый родственник финансировал предприятие и на момент сделки с Tesla владел в нем 22,2% и возглавлял совет директоров.
«После сделки все ждали, что Tesla рекапитализирует и модернизирует их бизнес. Однако положение компании с тех пор значительно ухудшилось: как мне кажется, они не обращали на нее большого внимания и занимались другими делами», — говорит старший аналитик Guggenheim Securities Джозеф Оша, который специализируется на солнечной энергетике, но не следит за Tesla.
Уроки немецкого: как бюрократия в Германии осложнила жизнь Илону Маску
Стратегия SolarCity заключалась в привлечении клиентов, которые не платили ни копейки сразу, но подписывали контракты на 20 лет на приобретение электричества, произведенного солнечными батареями. SolarCity удалось стать крупнейшим поставщиком солнечных батарей для жилой недвижимости: в 2016 году она отчиталась о рекордной выручке в $730 млн. Правда, в тот же год она получила чистый убыток в $820 млн, а ее долги на момент приобретения Маском составляли $1,5 млрд.
Значительная часть роста компании, как и ее долгов, была связана с маркетингом. Под управлением братьев Райв SolarCity стремительно росла, полагаясь на дорогостоящие способы продвижения, такие как агрессивная реклама, продажи с помощью обхода домов и долгосрочные договоры аренды солнечных систем по сниженным ценам. Из-за стремления наращивать число установок компания квартал за кварталом несла убытки.
За несколько недель до закрытия сделки Tesla устроила экстравагантное мероприятие среди декораций сериала «Отчаянные домохозяйки» в Universal Studios. На нем компания демонстрировала солнечные крыши, созданные с использованием высокотехнологичной стеклянной черепицы. Маск говорил, что этот продукт преобразит отрасль, потому что крыши будут одновременно производить чистую энергию и заменят традиционные фотовольтовые панели, чьи эстетические недостатки сильно раздражали одного из богатейших людей мира. «Суть в том, что они должны быть красивыми, доступными и безупречно интегрированными», — сказал он.
Прибрать за Маском: как бывший техдиректор Tesla зарабатывает на старых литий-ионных аккумуляторах
Закрыв сделку, Tesla урезала раздутый маркетинговый бюджет SolarCity, переключив продажи напрямую на сайт компании и в сеть магазинов. Она расторгла соглашение о сотрудничестве с сетью магазинов Home Depot. К июлю 2017 года, спустя несколько месяцев после продажи братья Райв покинули собственную компанию. «Мы считали, что некоторые каналы продаж не соответствуют бренду Tesla. Один из примеров — обход домов продавцами, которые стучат в двери. Поэтому мы решили перевести продажи в магазины Tesla. Это более логично, и я полагаю, мы упомянули это как одну из причин приобретения SolarCity», — говорил Маск, давая показания по иску инвесторов в июне 2019 года.
В прошлом году энергетическое подразделение Tesla, которое включает в себя то, что осталось от бизнеса SolarCity, отчиталось о выручке в $1,99 млрд. Пять лет назад, в 2016 году, этот показатель составлял всего $178 млн. Такой рост был вызван не столько установкой панелей, сколько стремительным ростом продаж аккумуляторов Powerwall, которые сохраняют электричество от солнечных батарей. Tesla начала продавать этот продукт больше чем за год до того, как объявила о сделке. Солнечные панели, ключевой бизнес SolarCity, в 2020 году произвели всего 205 мегаватт энергии по сравнению с 803 мегаватт в 2016 году, когда SolarCity была независимой компанией.
В первом квартале 2021 года Tesla сообщила, что объемы энергии, произведенной солнечными панелями, достигли 92 мегаватт, но не уточнила, относятся ли эти данные к жилой или коммерческой недвижимости. Компания также заявила, что бизнес по производству солнечных крыш вырос в девять раз по сравнению с прошлым годом, но не раскрыла точные показатели. Бизнес по производству аккумуляторов, который был у Маска еще до сделки, «это хвост, который виляет собакой», говорит Оша из Guggenheim. «Powerwall — настолько сильный бренд, что они могут постоянно продавать эти батареи», — уверен он.
Крыша от Маска: Tesla начнет продавать черепицу с солнечными батареями в Европе
Давая показания в 2019 году, Маск говорил, что в 2017 году инженеров и другой персонал SolarCity перевели в автомобильное подразделение, чтобы решить сложности в производстве электромобиля Tesla Model 3. В ответ на вопросы адвоката Рэндалла Бэрона, который представляет инвесторов, Маск не смог сказать точно, какая доля персонала SolarCity была переведена на производство Model 3, и подтвердил, что это решение не было отражено в годовом отчете Tesla.
Tesla не ответила на просьбу Forbes дать комментарии по поводу приближающего судебного заседания. В последнем годовом отчете компания заявила: «Мы убеждены, что сомнения в приобретении SolarCity не обоснованы и намерены решительно защищать нашу позицию». Адвокат истцов также отказался от комментариев.
SolarCity никогда не продавала уникальные солнечные панели, вместо этого устанавливая стандартные панели, которые закупала у крупных производителей. Бизнес компании строился на установке, получении арендных платежей от клиентов и монетизации энергии, произведенной установленными ею системами.
Почему солнечная энергетика сбилась с пути и как исправить ситуацию
Программа по разработке солнечных крыш, которая должна была, как надеялся Маск, заменить привычный бизнес SolarCity, появилась благодаря собственным исследованиям Tesla. Пять лет спустя продукт все еще не выпускается даже близко в тех масштабах, на которые Маск намекал в 2016 году. Одна из причин заключается в том, что компания обнаружила, что в отличие от машин, которые можно производить серийно, каждая крыша уникальна и разрабатывается по особым требованиям. Недавно Tesla сообщила, что решила сосредоточиться только на установке солнечных крыш на строящихся зданиях и уйти со значительно более крупного рынка модернизации существующих домов.
В рамках сделки с SolarCity Tesla получила также крупную фабрику солнечных панелей, расположенную в Буффало, штат Нью-Йорк. Компания обещала увеличить объемы производства до 1 гигаватта солнечной энергии в год благодаря сотрудничеству со своим давним партнером Panasonic, главным поставщиком литий-ионных аккумуляторов компании. В прошлом году Panasonic отказался от проекта, и неясно, сколько именно панелей или черепиц для солнечных крыш Tesla производит сейчас на этом заводе. Tesla не раскрывает данные об этом в отчетах, которые она предоставляет регуляторам.
Несмотря на том, что все внимание сконцентрировано на Маске и Tesla, на рынке солнечных систем уже появились более значимые игроки — например, компании Sunrun, Sunnova и SunPower.
«Для инвесторов Tesla приобретение SolarCity стало проходной сделкой, потому что это конкурентный рынок и рост после приобретения был минимальным, — отмечает аналитик Wedbush Дэн Айвз. — Уолл-стрит будет оценивать ее по-минимуму, пока они не масштабируют производство и не воплотят свое большое видение».
Перевод Натальи Балабанцевой