К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Номер первый: что вывело Алексея Мордашова на вершину списка Forbes

Фото Семена Каца для Forbes
Фото Семена Каца для Forbes
Владелец «Северстали» Алексей Мордашов красовался на обложке первого номера русского Forbes, который вышел в апреле 2004 года. Спустя 17 лет он впервые возглавил рейтинг богатейших россиян

Список богатейших предпринимателей России в этом году впервые возглавил владелец «Северстали» Алексей Мордашов с состоянием $29,1 млрд. Его металлургический бизнес за год подорожал почти в два раза, но при этом стоимость непрофильных активов превысила капитализацию «Северстали». Как такое стало возможным?

По словам миллиардера, портфель его бизнеса «выстроился стихийно, без четкой инвестиционной стратегии». В 1999 году Сергей Разумов, директор торгового дома «Эллит», занимавшегося экспортом металлопроката «Северстали», обсуждая с Алексеем Мордашовым обычный бизнес, поделился с ним своей идеей создания продуктового онлайн-магазина с доставкой заказов. Далекая от металлургии тема неожиданно заинтересовала Мордашова, и он решил стать инвестором будущего интернет-ретейлера «Утконос». Как он признавался позже, пошел на это просто «как друг». За «Утконосом» последовала череда приобретений и созданий других непрофильных активов: золотодобывающих, туристических, образовательных, медицинских компаний, сетевой розницы.

Алексей Мордашов. Стальная хватка

 

От Америки до Африки

«Если концепция работает, она станет приносить доход, и тогда можно будет брать кредиты и строить глобальные планы. Например, Америку завоевывать», — рассуждал о планах развития онлайн-магазина Алексей Мордашов в начале 2002 года, когда «Утконос» только вышел на рынок с четырьмя пилотными точками в подмосковном Зеленограде. На самом деле в Америку собиралась сама «Северсталь». Вскоре предприятие объявило, что покупает обанкротившуюся фирму Rouge Industries в Мичигане, через которую собирается первой из российских металлургических компаний выйти на американский рынок автомобильного листа.

Встречаясь в мае 2006 года с президентом Владимиром Путиным, Мордашов с удовольствием отчитывался, что «это часть нашей группы, которая выплавляет сталь за рубежом: два миллиона тонн [только] в США». Покупки американских предприятий следовали одна за другой. В мае 2008 года была приобретена Sparrows Point, в июле — WCI Steel.

 

Еще в том же 2006 году «Северсталь» объявила о предстоящем слиянии с зарегистрированной в Люксембурге фирмой Arcelor (вторым в мире производителем стали), в результате которого Мордашов мог получить до 38,5% объединенной компании. Если бы все сложилось, он мог претендовать в будущем на контроль. Но одновременно на Arcelor претендовал владелец индийской Mittal Steel Лакшми Миттал. В напряженной торговле за актив Мордашов проиграл. В итоге в 2006 году появилась ArcelorMittal, капитализация которой сейчас почти вдвое выше, чем у «Северстали».

Алексей Мордашов: как замкнутый мальчик приобрел влиятельных друзей и стал олигархом

Американская экспансия также закончилась провалом: в 2011 году «Северсталь» продала три свои металлургические компании в США в 10 раз дешевле, чем покупала. В 2014 году Мордашов избавился от двух последних заводов в Америке. Тогда он рассказывал, что видит перспективу «там, где растущие рынки... где есть возможность производить с наиболее низкими издержками». В тот момент наиболее привлекательным регионом он называл Россию.

 

История с Arcelor почти зеркально отразилась в золотодобывающем бизнесе Алексея Мордашова, в который он пришел в начале 2007 года, купив у ИК «Атон» долю ирландской Celtic Resources с ее рудниками золота, молибдена и меди в России и Казахстане. «Северсталь» в то время хотела закрыть свои потребности в молибдене для производства стали и чугуна, но, как оказалось, золотодобыча очень хороша и как самостоятельный бизнес. В 2008 году компания приобрела золотодобывающие рудники в Бурятии, Казахстане, права на разработку месторождения в Буркина-Фасо.

«Мы видели, что у нас складывается определенная культура, накапливаются управленческие знания, которые могут быть востребованы и полезны в других секторах. Хотя, признаю, первые сделки были немного случайны» — так миллиардер позже объяснял в интервью Forbes расширение золотодобывающего бизнеса. Весной 2020 года компания Nordgold, объединившая все золотодобывающие активы «Северстали», купила около 20% австралийской Cardinal Resources, контролирующей золотоносное месторождение в африканской Гане. В сентябре Nordgold увеличила свой пакет до 28,5% и планировала получить полный контроль над заманчивым активом. При разведанных запасах объемом 5,1 млн унций золота на месторождении в Гане должно хватить на 15 лет, а при текущих ценах на этот металл сделка окупилась бы примерно за год. Однако у Nordgold нашелся соперник — китайская Shandong Gold предложила за каждую акцию контрольного пакета почти в полтора раза больше, чем русские платили при покупке своей доли в Cardinal Resources. И Мордашов отступил.

Стальная хватка. Как Алексей Мордашов овладел «Северсталью»

В Nordgold посчитали, что предложенная китайской компанией цена не оправдана с точки зрения рисков и доходности. «Мы считаем, что при консервативной цене золота в $1250 за унцию (6 апреля 2021 года золото торговалось по $1730. — Forbes) внутренняя норма доходности (IRR) проекта развития должна составлять как минимум 15%, — сообщил Forbes Олег Пелевин, директор Nordgold по стратегии. — А например, IRR проекта «Токко» в Якутии при цене $1400 за унцию составляет 29%». По словам Пелевина, всего Nordgold произвела в 2020 году более 1 млн унций золота, получив EBITDA свыше $1 млрд.

Более успешным оказался «заход» Мордашова на Запад на туристическом направлении. В 2007 году он из личных средств приобрел 3,02% немецкого туристического концерна TUI примерно за €150 млн. Затем начал увеличивать присутствие в TUI Mostravel Russia и создал с TUI совместное предприятие TUI Russia & CIS, где получил контрольный пакет.

 

К июлю 2008 года Мордашов увеличил свою долю в немецком концерне до 15%, став его крупнейшим акционером. Серьезную проверку на прочность TUI Russia & CIS, как и другие российские компании, прошла в 2014 году, когда после присоединения Крыма выездной турпоток рухнул из-за падения курса рубля. Российские туркомпании одна за другой приостанавливали деятельность. Мордашов увеличил свою долю в TUI Russia & CIS до 75%, добавив $17 млн в капитал компании, и выделил $5,1 млн краткосрочного финансирования.

Пандемия COVID-19 в 2020 году стала испытанием уже для всей мировой туристической отрасли и поставила все турпоездки на паузу. Годовая выручка TUI, державшаяся в последние годы на уровне около €19 млрд, упала до €7,94 млрд. По итогам года компания получила убыток €3,15 млрд. Акции подешевели, чем Мордашов и воспользовался — потратил более €300 млн на увеличение своей доли в немецком туроператоре до 30,1%.

Алексей Мордашов о санкциях, новых бизнесах и детях

Русский Amazon

За первые пять лет работы «Утконоса» Алексей Мордашов вложил в ретейлера, по его словам, «несколько сот миллионов долларов». Ассортимент в торговых точках не отличался разнообразием, большую часть товаров можно было заказать через терминал в магазине, по телефону или интернету и получить заказ на следующий день. На сайте utkonos.ru в 2003 году объяснялось: «Новейшие технологии позволили добиться значительной экономии времени и затрат при обработке заказов, поэтому наши цены всегда значительно ниже, чем в обычном магазине или на рынке».

 

Этот формат настолько впечатлил мэра Москвы Юрия Лужкова, побывавшего в одном из магазинов, что в феврале 2003 года он подписал постановление, по которому столица заключила с «Утконосом» контракт на открытие к концу 2006 года 400 магазинов с обязательством компании в течение 10 лет поддерживать цены на 15–20% ниже средних по Москве. Но открыв к 2007 году две сотни магазинов, компания стала замедлять развитие традиционной розницы, а после увольнения Лужкова в 2010 году и вовсе сокращать, опасаясь роста арендной платы. И вскоре стала лидером продуктовой интернет-торговли. В 2018 году, по оценке агентства Infoline, выручка «Утконоса» составляла почти половину всего российского рынка доставки продуктов объемом 23 млрд рублей.

Если бы гиганты традиционной торговли задержались с выходом в интернет, «Утконос» мог бы стать главным бенефициаром доходов, которые принесла онлайн-торговле пандемия коронавируса. Но к тому времени в интернет уже пришли «Вкусвилл», «Перекресток» и «Пятерочка», продажей продуктов занялись маркетплейсы Ozon и Wildberries и даже Сбербанк со своим «Сбермаркетом».

В апреле 2020 года впервые за 13 лет в сегменте сменился лидер: компанию Алексея Мордашова по обороту обошли Perekrestok.ru и «Пятерочка Доставка», построенные X5 Retail Group. «Мы поняли, что темпов роста «Утконоса» недостаточно, чтобы получить правильный масштаб и результат», — признавался Мордашов в одном из интервью. В апреле 2019 года миллиардер выкупил у TPG Group и ЕБРР 41,9% розничной сети «Лента», а затем собрал пакеты миноритариев и довел свою долю до 78,73%. В сети работает около 250 гипермаркетов в 88 российских городах, Мордашов ее считает самой рентабельной на рынке. По его словам, «Лента» — компания, разумная по масштабу для такой покупки и лучше других позиционирована для роста». Будет ли она объединена с «Утконосом»? «Мы считаем, что мы находимся на пороге изменения парадигмы и появления новой модели в ретейле, — считает Мордашов. — Мы бы хотели в этом участвовать и стать одним из лидеров».

Алексей Мордашов сделал своих сыновей миллиардерами

 

Поучаствовать в медицинском бизнесе Мордашов решил с некоторым опозданием, когда собственными сетями клиник и медцентрами уже обзавелись участники списка Forbes Виктор Харитонин, Владимир Евтушенков и Михаил Фридман с партнерами.

В конце 2017-го «Севергрупп» Алексея Мордашова приобрела сеть из 20 клиник «Ава-Петер» и «Скандинавия», занимающихся проблемами мужского и женского бесплодия.  По итогам рейтинга крупнейших российских частных клиник Forbes в 2018 году по объему выручки компания занимала 5-е место.

Клиники уже работали по системе обязательного медстрахования (ОМС), например, во вспомогательных репродуктивных технологиях. По этому направлению государственные тарифы позволяют зарабатывать даже частным клиникам. А в 2019 году клиникам Мордашова разрешили по ОМС лечить и онкологию (в 2020 году на борьбу с онкологическими заболеваниями правительство выделило 120 млрд рублей).

Помогать появлению на свет, лечить от болезней, доставлять продукты, организовывать путешествия, какой еще сервис может предоставить Мордашов потребителю? Обучение и работу. Технологическая компания TalentTech, выросшая из подразделения инвестиционной компании «Севергрупп», с 2017 года объединяет несколько проектов в области образования и трудоустройства: «Нетология», «Фоксфорд», «Ремонтник.ру», FL.ru, Potok, JungleJobs и «Нетология-групп».

 

«Севергрупп» строит на ее базе экосистему для саморазвития людей. По словам Мордашова, это растущий сегмент в его портфеле и он точно будет увеличивать инвестиции. По плану миллиардера на основе нескольких его проектов, удовлетворяющих человеческие потребности, будет создана экосистема «по типу Amazon». «Такая амбиция у нас есть, мы движемся в этом направлении», — передал он Forbes через своего представителя.

Богатейшие бизнесмены из России в рейтинге Forbes — 2021

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+