К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Приют разозленных консерваторов: почему Signal и Telegram — это новые Twitter и Facebook

Фото REUTERS / Albert Gea
Фото REUTERS / Albert Gea
С 6 января по 10 января Signal скачивали в среднем 251 000 раз в день, а Telegram — в среднем 1,1 млн раз в день. Согласно данным сервиса Apptopia, который отслеживает загрузки приложений, эти числа представляют собой рост на 409% и 61% соответственно по сравнению с их средними показателями скачиваний в день в 2020 году. Такой интерес — результат действий их конкурентов в отношении президента США Дональда Трампа и его сторонников, которые блокировали аккаунты, удаляли посты и даже целые приложения

Signal и Эктон

В 2018 году миллиардер Брайан Эктон (состояние, по данным Forbes Real-Time, $2,5 млрд), сооснователь WhatsApp, принял несколько судьбоносных решений. В марте, спустя несколько месяцев после ухода из Facebook, он вывел конфликт с компанией в публичную плоскость, опубликовав гневный твит «Время пришло. #deleteFacebook (#удалиFacebook)». Вокруг компании, купившей его приложение, разразился скандал из-за практики обмена данными и репутации места, полного проконсервативной лжи. Примерно в то же время Эктон направил $50 млн в новую некоммерческую организацию Signal Foundation, назвав себя ее исполнительным председателем. Основной целью организации было финансирование приложения Signal, созданного за три года до этого и позволяющего пользователям отправлять сообщения, используя сквозное шифрование.

Signal предлагал удобное пространство для общения, безопасность и полную анонимность. Благодаря полученному финансированию ему не пришлось бы уступать коммерческим интересам и продавать рекламу, за что Эктон и ненавидел Facebook. Signal сделает «конфиденциальное общение доступным и повсеместным», рассказывал он Forbes в 2018 году, и приложение в значительной степени оправдало его ожидания. Оно особенно ценится среди журналистов и активистов, например, участников протестов Black Lives Matter (BLM).

Но по иронии судьбы приложение вот-вот может стать новым цифровым убежищем для консерваторов, как когда-то Facebook. Правых пользователей оно привлекает по тем же причинам, по которым понравилось лидерам BLM: площадка дает возможность планирования совместных действий и широкого распространения информации, при этом участникам не приходится беспокоиться, что оно модерирует контент или поможет властям выдвинуть против них обвинения. У Signal нет доступа к сообщениям пользователей, что теоретически делает невозможным сотрудничество с правоохранителями.

 

Дуров назвал приток пользователей в Telegram, возможно, «крупнейшей цифровой миграцией» в истории

«Использование Signal и Telegram действительно опасно. Похоже, что сейчас они приветствуют агрессивных пользователей, которых выгнали с других платформ или заставили почувствовать себя нежеланными на других платформах, — говорит Гарри Фернандес, директор Change the Terms, некоммерческой организации, отслеживающей человеконенавистнические высказывания в Интернете. — И опасно, что у них нет никакой инфраструктуры, чтобы контролировать эти платформы». Возможности шифрования этого приложения мешают точно понять, что именно там активно обсуждается, а сам Эктон отказался дать комментарии для этой статьи. Но New York Times сообщает, что там уже обосновалась, например, экстремистская группа Boogaloo Boys (децентрализованная сеть американских ультраправых антиправительственных экстремистских групп, участники которой занимаются подготовкой ко второй гражданской войне. — Forbes).

 

Спасти Telegram: что не так с инструкцией на случай блокировки мессенджера

Бегство в Signal вызвано тем, что многие консерваторы чувствуют себя небезопасно в Интернете. Twitter и Facebook забанили президента Трампа после того, как он использовал эти платформы для разжигания беспорядков 6 января. Обе платформы приняли и другие меры для борьбы с дезинформацией со стороны правых. Серверы Parler, небольшого, но популярного консервативного приложения для социальных сетей, были отключены Amazon вечером 10 января после того, как оно также стало прибежищем для экстремистов, стоявших за беспорядками на Капитолийском холме. После этого ажиотажа Signal становится новой популярной альтернативой, как и Telegram, еще одно приложение для зашифрованных сообщений, миллиардера Павла Дурова.

Дочирикался: как высказывания Трампа в Twitter влияли на рынки, компании и состояния

 
Брайан Эктон ( Phillip Faraone / Getty Images for WIRED )
Брайан Эктон ( Phillip Faraone / Getty Images for WIRED )

Ни то, ни другое на самом деле не замена Twitter и Facebook. В их основе — функция мессенджера, а не огромные системы данных. Тем не менее они могут предложить что-то, чего нет у Facebook и Twitter: шифрование, анонимность и отсутствие правил модерирования контента — все это полезные опции, если вы хотите, например, втайне от властей спланировать масштабный, разрушительный митинг.

Оба приложения на прошлой неделе попали на верхние строчки рейтинга Apple по числу скачиваний, добившись рекордных показателей. С 6 января по 10 января Signal скачивали в среднем 251 000 раз в день, а Telegram — в среднем 1,1 млн раз в день. Согласно данным сервиса Apptopia, который отслеживает загрузки приложений, таким образом рост числа пользователей составляет 409% и 61% соответственно по сравнению с их средними показателями скачиваний в день в 2020 году. Наряду с невероятной новоприобретенной популярностью у Telegram и Signal есть еще одно сходство: это продукты с хорошим финансированием, созданные двумя молодыми богатыми звездами ИТ-индустрии с идеалистическими убеждениями. В случае с Signal это 48-летний Эктон. В случае с Telegram — 36-летний россиянин Павел Дуров (состояние, по данным Forbes Real-Time, $3,4 млрд).

Дуров предупредил о рисках «гибели интернета» из-за действий США против TikTok

И Signal, и Telegram объясняют недавний скачок числа скачиваний бегством новых пользователей из WhatsApp — главного конкурента, который недавно внес изменения в настройки конфиденциальности. Это, несомненно, привлекло некоторых пользователей, однако есть и другие факторы. «Я настроен скептически», — говорит Уилл Партин, аналитик Data & Society, исследовательской фирмы, которая отслеживает экстремистские высказывания правых радикалов в интернете. Он считает, что оба приложения приближаются к «PR-кризису», по мере того как консервативные группы укрепляют там свои позиции, а компании не делают публичных высказываний о притоке пользователей. Или о намерении им отказать.

«Telegram стал крупнейшим прибежищем для тех, кто ищет платформу для коммуникации, которая гарантировала бы конфиденциальность и безопасность, — написал Дуров в посте в Telegram, посвященном притоку пользователей. — Мы относимся к этой задаче со всей ответственностью. Мы вас не подведем».

 

Signal был запущен в 2014 году. Его создатель — исследователь в области кибербезопасности Мокси Марлинспайк (это псевдоним, его настоящее имя неизвестно). Приложение использует почти неуязвимую технологию шифрования, которая быстро заслужила одобрение самых разных людей: от миллиардера Джека Дорси, который внедрил часть этого программного обеспечения в Twitter, до Эдварда Сноудена, который сказал, что пользуется Signal каждый день.

Эктон — бывший инженер Yahoo, который покинул компанию, возмущенный ее неустанным желанием зарабатывать деньги. «Меня любое соприкосновение с миром рекламы вгоняет в тоску, — рассказывал он Forbes в 2014 году. — Вы не делаете ничью жизнь лучше, когда совершенствуете рекламные объявления на своем сайте». Он и его коллега из Yahoo Ян Кум покинули компанию в 2008 году и устроили себе отпуск на год, чтобы путешествовать по Южной Америке и играть в командный фрисби. Позднее они пытались устроиться в Facebook и получили отказ, а в 2009 году основали WhatsApp. Три года спустя они продали приложение компании, которая им когда-то отказала, подписав с Facebook контракт на $22 млрд. Во время работы в Facebook общий знакомый представил Марлинспайку Эктона. Они встретились, нашли общий язык и вместе начали работу над внедрением некоторых технологий шифрования Signal в WhatsApp.

Ловушка Facebook: почему сооснователь WhatsApp ушел от Цукерберга

Когда Эктон объявил о своем решении создать Signal Foundation, он написал эмоциональный пост, в котором рассказал, что цель Signal заключается в том, чтобы «действовать в общественных интересах и вносить значимый вклад в жизнь общества, разрабатывая надежную технологию, учитывающую интересы пользователей». Эктон представлял, что приложение будут использовать именно так, как оно в итоге и работало летом 2020-го: многие участники протестов BLM сочли его удобным инструментом для организации. «Всегда, когда начинаются волнения или происходят спорные выборы, у нас появляется возможность увеличить аудиторию, — рассказал Эктон изданию Time в сентябре прошлого года. — Я испытываю смешанные чувства по этому поводу, потому что зачастую приток пользователей связан с печальными событиями. Это как «Вау, у нас отлично идут дела… но мир в огне».

 

Дуров и Telegram

Из другой части света, охваченной хаосом, появились Дуров и Telegram. Как это часто случается в сумрачных, пересекающихся мирах российского бизнеса и политики, история Дурова несколько размыта. Его первой компанией стала «ВКонтакте», социальная сеть наподобие Facebook, которую он создал в 2006 году. Как сообщает The Washington Post, примерно пять лет спустя он впервые не подчинился российскому правительству, когда отказался блокировать оппозиционных политиков «ВКонтакте». Вскоре после этого он бежал из России, когда полиция начала в отношении него расследование из-за дорожного происшествия, с места которого он скрылся. Сам Дуров называет это дело политически мотивированным.

Дуров задумывал Telegram как идеальный инструмент для людей вроде оппозиционных политиков, которые хотят добиваться перемен и избежать при этом ареста. Почти сразу после запуска Telegram в 2013 году его потенциал распознали и группы с менее благородными побуждениями, Дуров несколько лет пытался изгнать с платформы ИГ (организация признана террористической и запрещена в России — Forbes). Представитель Дуров не ответил на просьбу дать комментарии для этой статьи.

Правила Дурова: как основатель «ВКонтакте» и Telegram весь год учил нас жить

Как Signal, так и Telegram предлагают приватные и групповые чаты, а их технология шифрования затрудняет определение подлинных масштабов любых экстремистских диалогов. Оба приложения позволяют присоединиться к группе через URL, но пригласительные ссылки Telegram распространяются в сети гораздо чаще, чем ссылки Signal, который добавил эту опцию только в прошлом году.

 

После того как консервативная соцсеть Parler прекратила работу, в Telegram появилась популярная группа под названием Parler Lifeboat. Она насчитывает 16 000 участников и уже стала местом, где почитают президента Трампа и попытку переворота 6 января — «потрясающее событие», как назвал его один анонимный пользователь вечером 11 января. Участники группы обмениваются конспирологическими теориями, жалуются на антифа (международное движение, ставящее своей целью борьбу с фашизмом. — Forbes) и празднуют уход из Twitter, который они называют Twatter (сленговое нецензурное название женских половых органов. — Forbes). Наряду с Parler Lifeboat существует и группа в Telegram, которой руководят участники ультраправого движения Proud Boys (почти 31 000 подписчиков), ее содержание почти идентично.

Gram против доллара: как Павел Дуров остался должен $1,2 млрд

Президент Трамп давно поддерживал публичное присутствие в Telegram с помощью открытой страницы и продолжил писать в Telegram после изгнания из Facebook и Twitter. Telegram дает президенту возможность беспрепятственно высказываться, однако теперь он обращается лишь к ограниченной аудитории около 500 000 подписчиков. На Twitter и Facebook у него было в общей сложности более 100 млн подписчиков.

Тем не менее Трамп остается Трампом. Вечером 12 января он написал в Telegram сообщения, в которых осудил компании вроде Facebook и Twitter. «Я считаю, что ИТ-корпорации наносят ужасный вред… нашей стране, — написал он. — Но всегда можно предпринять ответные меры».

 

Перевод Натальи Балабанцевой

Сумма для обсуждения: о чьих деньгах говорили в 2020-м

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+