Как создатель автомобиля Бонда и его жена стали миллиардерами, бросив вызов Илону Маску
Хенрик Фискер выглядит так, будто только что прошел в Голливуде кастинг на главную роль известного дизайнера автомобилей из Европы. Высокий, светловолосый, привлекательный 57-летний датчанин стал известен за пределами автомобильной промышленности в 1999 году, когда создал серебристый родстер-кабриолет BMW Z8 для Джеймса Бонда, которого играл Пирс Броснан в фильме «И целого мира мало». В начале 2000-х Фискер руководил знаменитой дизайн-студией Aston Martin, а затем стал консультантом по дизайну в Tesla Илона Маска. В 2007 году он основал собственную компанию Fisker Automotive, которая произвела один из первых в мире электромобилей, прежде чем шесть лет спустя потерпеть крах.
Теперь он вернулся — и с тремя серьезными изменениями. Прежде всего, у Фискера появился значимый партнер — Гита Гупта-Фискер: его супруга, а также соучредитель и финансовый директор его новой компании Fisker Inc. Во-вторых, его новая компания торгуется на бирже: в октябре 2020 года она привлекла больше $1 млрд в ходе IPO. Наконец, цена акций Fisker выросла более чем на 50% с дебюта компании на бирже, сделав Хенрика и Гиту долларовыми миллиардерами. В автомобильной промышленности уже были ведущие компании, которыми руководили отец с сыном или брат с сестрой. Но генеральный и финансовый директора Fisker — первая руководящая пара мужа и жены в быстро меняющемся секторе.
Компания Fisker создает конкурента Tesla в классе премиальных электрокаров
«У нас очень разные подходы к работе. Я бы сказала, что это почти как разделение на правое и левое полушарие, — рассказывает Forbes 46-летняя Гита. — Правое полушарие отвечает за творчество, и это Хенрик. Левое полушарие — это анализ данных. Этим занимаюсь я».
Такое разделение труда оказалось эффективным. Возьмем, к примеру, Fisker Ocean — внедорожник на аккумуляторах, который супруги обещают начать продавать в 2022 году примерно за $38 000. «Одна из задач Гиты заключается в том, чтобы максимально сократить издержки, — говорит Хенрик, который занимает пост гендиректора Fisker. — Одна из моих задач заключается в том, чтобы у нас точно был невероятный продукт».
Основателя Nikola заподозрили в покупке проекта водородной фуры у хорватского дизайнера
По словам Хенрика, компанию он создавал не для того, чтобы разбогатеть. «Я никогда не занимался машинами ради денег. Мать хотела, чтобы я стал стоматологом», — рассказывает он.
Супруги стремятся сохранить значимую долю в новой компании, чтобы иметь возможность влиять на ее судьбу. Это то, что Фискеру не удалось в его предыдущем предприятии Fisker Automotive, которым владели преимущественно инвесторы, в том числе суверенный фонд Катара и ведущие венчурные капиталисты Кремниевой долины. Для Фискера это стало тяжелым уроком: он был директором по дизайну, генеральным директором и членом совета директоров, но ему не хватало ключевого статуса — владельца. «У него не было ни единой акции компании», — рассказывает Гита.
«Владение долей — это единственный способ влиять на принятие правильных решений, — говорит она. — Вот почему для нас было крайне важно сохранить особое право голоса. Потому что мы не хотим повторения прошлой истории, когда люди со стороны начали принимать решения».
Свой новый проект Фискеры называют «цифровым автопроизводителем». Чтобы сократить издержки, компания поручает производство подрядчикам, а не строит собственные фабрики. Большую часть ключевых компонентов, включая аккумуляторы и электромоторы, Fisker закупает у внешних поставщиков. Производитель деталей Magna, который также выпускает автомобили по заказу BMW, Daimler, Jaguar Land Rover и Toyota, в октябре заключил с Fisker соглашение о сотрудничестве и будет производить Ocean на своем заводе в австрийском Граце. По условиям сделки Magna получил 6% Fisker.
«Смесь грузовика и истребителя»: что эксперты и первые пассажиры говорят об электропикапе Tesla
Доступная стоимость — главное маркетинговое преимущество компании. Стильный внедорожник Ocean, который представили на выставке CES в Лас-Вегасе в январе, не пытается привлечь покупателей только внешним видом и широким использованием переработанных материалов. Пятиместный автомобиль в базовой комплектации будет стоить всего $37 499 (без учета федеральных льгот и льгот штатов, которые могут уменьшить сумму еще примерно на $10 000). Он более вместителен, чем кроссовер Tesla Model Y, и на $12 000 дешевле. К данному моменту больше 10 000 человек заплатили $250 за резерв автомобиль, который предположительно сможет преодолевать примерно 400 км без подзарядки.
Хенрик — звезда автомобильной индустрии, но опыт Гиты не менее впечатляет. Уроженка Индии, она обладает научными степенями в сфере естественных наук, включая Ph.D. по биотехнологии, которую она получила в Кембриджском университете, где была еще и лауреатом стипендии Newton International Fellowships. Свою карьеру Гита начала в международных инвестициях в Lloyds Banking Group, а затем несколько лет занималась инвестициями в интересах одного состоятельного клиента. С будущим мужем она познакомилась во время его поездки в Лондон в 2011 году, незадолго до того, как ситуация в Fisker Automotive резко ухудшилась. Они поженились в 2012 году.
Супруги признаются, что в последние пару лет работали без передышки, чтобы запустить свою компанию. Во время пандемии они продолжали работать в своем доме в Западном Голливуде, где у них отдельные кабинеты — чтобы, как говорит Хенрик, «не пинать друг друга под столом».
Они поделили обязанности: Фискер тесно работает с инженерами и руководит разработкой дизайна и технических характеристик Ocean, а также планирует создание новых моделей. Гита занимается финансами, налогами, общением с инвесторами и переговорами с поставщиками. Ее задача — цель Ocean действительно вышел на рынок по обещанной цене в $37 499 за базовую комплектацию.
«Когда я ушел из Fisker Automotive, у меня не было ничего, кроме моей машины, — вспоминает Хенрик. — Сейчас я в другом положении, во многом благодаря Гите. Потому что она умеет заключать сделки».
Fisker Automotive считался ранним конкурентом Tesla (Маск нанял Фискера как консультанта во время разработки будущей Model S, а позднее безуспешно пытался судиться с ним за нарушение контракта). Но история компании служит одновременно примером грандиозного успеха и предостережением. Fisker Automotive рано привлекла влиятельных инвесторов и внимание прессы, которые восхищались внешним видом ее гибридного электромобиля Karma. В 2009 году компания даже получила низкопроцентный кредит на $529 млн от федерального правительства на производство будущих электромобилей. Но Fisker Automotive оказалась обречена на провал. Производство автомобиля дороже $100 000 столкнуло компанию со всевозможными трудностями: от бракованных аккумуляторов и технических сбоев до урагана, который уничтожил всю партию автомобилей премиум-класса. В 2013 году компания обанкротилась, а ее активы приобрела китайская Wanxiang Group, которая переименовала компанию в Karma Automotive и продолжает продавать элегантный гибридный автомобиль Фискера под маркой Revero.
Илон Маск из Китая. Кто изобретает заново люксовые электрокары Karma
В новый проект Фискеры инвестировали большую часть своих сбережений. Это огромный финансовый риск, учитывая судьбу предыдущего предприятия Хенрика. В июле, когда они уже планировали IPO, разразился гром среди ясного неба: Гита узнала, что у нее рак груди второй стадии.
«Врач позвонил ей, когда она разговаривала с инвесторами», — рассказывает Хенрик. Несмотря на эту новость, Гита продолжила работать с банками и инвесторами в последующие недели, параллельно проходя лучевую терапию и две операции. Курс лечения завершился в ноябре.
Океан лжи: загадочная история Nikola, которая хотела, но не смогла стать второй Tesla
«Сейчас я свободна от рака, — говорит Гита. — С точки зрения развития компании мы потеряли пару месяцев, но я уже восстанавливаюсь и чувствую себя намного лучше».
Хенрик, который восхищается ее стойкостью перед лицом болезни, говорит: «Она не работала только день или около того. Такой она человек. Она неустанно работает».
Но Гита помнит и о рисках того, что дела у новой компании могут пойти неважно. «Если это идея провалится, мы с Хенриком больше никогда не найдем работу, с нами покончено, — говорит она. — Мы делаем это не затем, чтобы разбогатеть. Мы делаем это, потому что хотим создать потрясающую компанию, которая создает потрясающие автомобили. Мы хотим выпускать классные экологичные машины по доступной цене».
Перевод Натальи Балабанцевой