Оценка состояния владелицы Wildberries Татьяны Бакальчук выросла до $10 млрд
Выход Ozon на биржу может повлиять на состояние 45-летней Татьяны Бакальчук — соосновательницы и владелицы крупнейшего в Рунете интернет-магазина Wildberries, который работает по схожей с Ozon бизнес-модели. С состоянием $10 млрд Бакальчук могла бы попасть на 14-ю строчку в американском онлайн-рейтинге Forbes Real Time богатейших людей мира и оказаться между Михаилом Прохоровым ($11,3 млрд) и Германом Ханом ($9,7 млрд). Таким образом, Бакальчук может стать не только богатейшей женщиной, но и самым молодым предпринимателем в топ-20 российского списка.
Выход на биржу Ozon — первой и пока единственной на российском рынке e-commerce-компании — позволяет заново оценить стоимость Wildberries. «[Это] корректно. Их бизнес схож», — подтверждает Федор Вирин, партнер исследовательского агентства Data Insight, специализирующегося на рынке электронной коммерции. «Для Wildberries уместно применять существенно более высокие мультипликаторы, так как темпы роста почти такие же [как у Ozon], но Wildberries прибылен. Плюс премия за лидерство», — считает второй партнер Data Insight Борис Овчинников. По его мнению, снизить оценку стоимости компании могут разве что «политические риски, связанные с попаданием компании в число самых дорогих в России, а ее владелицы — на один уровень по оценке состояния например с Вексельбергом (владелец группы «Ренова» Виктор Вексельберг находится под американскими санкциям — Forbes), при этом у Wildberries нет таких акционеров-«тяжеловесов», каким является АФК «Система» для Ozon, а в российских реалиях это существенный фактор».
Ozon, как и Wildberries, работает по «смешанной» модели получения дохода: маркетплейс осуществляет прямые продажи товаров, а также продажи товаров селлеров (сторонних продавцов). Выручка Ozon по итогам 2019 года составила 60,104 млрд рублей, оборот 80,8 млрд. За 9 месяцев 2020 года оборот вырос до 121,6 млрд, выручка — до 66,599 млрд рублей, из которых 79% обеспечивают прямые продажи, а еще 15% приходится на комиссионный доход. Wildberries не раскрывает выручку, приводя лишь пропорцию: 80% прямых продаж и 20% комиссионного дохода.
Бакальчук против Безоса: где Wildberries будет конкурировать с Amazon
Согласно рейтингу 10 крупнейших онлайн-продавцов, в 2019-м оборот Wildberries вырос на 88% и составил 223,5 млрд рублей. За девять месяцев 2020 года оборот Wildberries вырос на 104% и достиг 285,6 млрд рублей. Аудитория покупателей ретейлера с января по сентябрь увеличилась на 12 млн — до 34 млн зарегистрированных пользователей. Онлайн-ретейлер Wildberries, единственным владельцем которого, по данным «СПАРК-Интерфакс», является Татьяна Бакальчук, — непубличная компания, ее стоимость оценивалась ранее на основании данных об объеме продаж и прибыли, а также по мультипликаторам аналогичных проектов на Западе и оценкам венчурных капиталистов. Но мультипликаторы российского e-commerce-ретейлера оказались гораздо выше.
В конце феврале 2020 года Бакальчук впервые была названа богатейшей женщиной России, на время обогнав Елену Батурину — вдову бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и в прошлом — одного из крупнейших девелоперов столицы. Позже Батурина вернула себе лидерство: в рейтинге 25 богатейших женщин России — 2020 бывшая владелица «Интеко» заняла первую строчку, ее капитал вырос на $100 млн, до $1,3 млрд. У Бакальчук состояние также увеличилось на $100 млн, до $1,1 млрд. Впервые Бакальчук вошла в список богатейших людей России в 2018 году, тогда ее состояние Forbes оценил в $600 млн. Через год оно выросло почти вдвое, обеспечив предпринимательнице статус второй женщины-миллиардера в списке после Батуриной.
Во вторник, 24 ноября, Ozon объявил стоимость своих акций во время IPO: она составила $30 за бумагу, вся компания оценена в $6,2 млрд. В ходе торгов в первый день капитализация ретейлера поднялась до $8 млрд. Размещение вызвало бурный интерес среди инвесторов, книга заявок была переподписана в течение нескольких часов.
Wildberries впервые получила статус «единорога» год назад с оценкой $1,2 млрд. За 2019 год компания выполнила 164 млн заказов — вдвое больше, чем годом ранее. На столько же вырос ассортимент — с 1,8 млн до 3,6 млн наименований, число поставщиков — до 19 000. «Росту способствовало снижение комиссии для партнеров с 38% до 15% и запуск Центров экспертизы электронной коммерции», — говорит директор по развитию Wildberries Вячеслав Иващенко. Собственная сеть пунктов выдачи заказов составляет более 6300 точек в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Год назад стало известно о планах интернет-ретейлера выйти на рынок Польши, а с января 2020-го компания запустила продажи на территории ЕС через Wildberries.eu.