К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Антифейсбук»: как бывший сосед Цукерберга по общежитию построил бизнес в духе буддизма стоимостью $1,5 млрд

Фото Kimberly White / Getty Images
Фото Kimberly White / Getty Images
Почти десять лет назад Facebook сделала Дастина Московица, бывшего соседа Марка Цукерберга по общежитию, самым молодым self-made миллиардером в мире. Сам Московиц к тому времени уже успел выгореть и покинуть Facebook. Сейчас он готовится вывести на биржу свой новый проект — разработчика софта Asana, процветающего благодаря буддизму, терпению и пандемии

В Музее современного искусства Сан-Франциско бодрая электронная музыка знаменует прибытие Дастина Московица. В незаправленной темно-серой рубашке, джинсах и белых кроссовках и с коротко подстриженной бородой, он появляется на сцене и начинает стремительно описывать впечатления от использования приложения для совместной работы Asana.

На календаре 16 июля, но самого Московица в этот день нет в музее. В разгар эпидемии коронавируса в Калифорнии он записал свой пятиминутный доклад в пустом помещении и транслировал его на YouTube. Но это неважно: во всяком случае, отсутствие аудитории комфортно для сдержанного и скромного предпринимателя, который кратко излагает свое видение будущего работы в стиле Asana.

36-летний Дастин Московиц, владеющий состоянием в $14,2 млрд, больше всего известен как соратник Марка Цукерберга и сооснователь Facebook. В 2011 году он стал самым молодым миллиардером в мире и удерживал этот статус несколько лет. Последние лет десять после ухода Московица из Facebook о нем было мало что слышно:  вместе с еще одним основателем Asana, 37-летним Джастином Розенстейном, он без лишнего шума работал над решением древней проблемы  — как сделать так, чтобы люди не тратили столько усилий впустую на то, чтобы работа была выполнена.

 

«Мы испытали шок и раздражение, когда поняли, сколько нашего времени уходит на попытки добиться ясности и взаимопонимания в коллективе», — говорит Московиц Forbes по видеосвязи.

Trello, Slack и другие: как на рынке систем проектного менеджмента рождаются «единороги»

 

Сегодня программой Asana, чтобы вернуть контроль над своим рабочим днем, пользуются сотрудники больше чем 75 000 компаний и организаций, включая AT&T, Google и NASA. Программа управляет всеми задачами: от написания отчета до планирования мероприятия. Скоро приложение на основе искусственного интеллекта начнет даже составлять расписание на день и предлагать способы более эффективно планировать рабочее время.

Московиц, некогда глубоко погруженный в культуру Facebook с ее девизом «двигайся быстро и разрушай препятствия», последовательно отказывался от характерной для Кремниевой долины напористости. Теперь он строит Asana с большей осторожностью. Чтобы не стать очередным «единорогом»-однодневкой, Asana сосредоточена на долгосрочной устойчивости и придерживается старого правила о том, что число сотрудников не должно вырастать больше чем в два раза за год.

Оцененная в $1,5 млрд в ноябре 2018 года, Asana ведет дела без шумихи или громких раундов финансирования. Этим она резко отличается от своих конкурентов — компании monday.com, занимающейся вопросами управления командой и недавно оцененной в $2,7 млрд, и приложения для заметок Notion, оцениваемого в $2 млрд. Отчасти причина этого в том, что во главе Asana стоит гендиректор-интроверт. Московиц признался, что согласился дать Forbes большое интервью только по одной причине — потому что руководители его PR-отдела пообещали, что до конца года ему больше не придется давать никаких интервью.

 

Шесть «единорогов», одно поглощение и сотни увольнений: что случилось с самыми перспективными стартапами 2019 года

«На то, чтобы разогнаться, нужно время, — говорит Московиц, опровергая предположение, будто он намеренно медленно развивает бизнес. — Цель заключалась в том, чтобы действовать быстро, но быстро в долгосрочной, а не краткосрочной перспективе. Теперь мы пожинаем то, что посеяли».

Asana действительно набирает скорость. Все свидетельствует о том, что этот год, отчасти благодаря пандемии и изменениям в организации корпоративной работы, компания закончит с рекордными показателями. Asana отказалась прокомментировать финансовые результаты, потому что сейчас она переживает период тишины перед IPO, которое, вероятно, состоится этой осенью. С февраля трафик на ее сайте вырос на 24%. В августе Asana подала в Комиссию по ценным бумагам и биржам документы, в которых сообщила о выручке в $142,6 млн за отчетный год, что на 86% больше, чем годом ранее. Выручка за квартал, закончившийся 30 апреля, составила $47,7 млн — это на 70% больше, чем год назад. Это позволило Asana занять 17-е место в нашем рейтинге 100 крупнейших мировых частных компаний в сфере облачных технологий. Годом ранее она занимала 41-е место.

Московицу было всего 19 лет в 2004 году, когда он помогал своему соседу по общежитию в Гарварде Марку Цукербергу создавать Facebook. Полтора года спустя он вслед за Цукербергом бросил учебу и переехал в Кремниевую долину. В 23 года он был вымотанным руководителем отдела разработки в одной из самых быстрорастущих ИТ-компаний в истории. Тогда он познакомился с Розенстейном, который был на год старше и которого Facebook переманил из Google в начале 2007 года. Сын психиатра и учительницы из небольшого городка во Флориде, Московиц был известен в Facebook благодаря марафонам по программированию внушительной продолжительности, но в остальном предпочитал оставаться в тени. С общительным, артистичным и талантливым Розенстейном — уроженцем Залива и выпускником Стэнфорда, участвовавшим в разработке чата в Gmail, у него сложилась отличная команда.

Возвращение «единорога»: как потерять все и снова покорить Кремниевую долину

 

В то время Московиц днями и ночами создавал простой диспетчер задач для продуктовой команды Facebook, чтобы они могли отслеживать прогресс в своих проектах. Розенстейн рассказал ему, что работал над похожим внутренним инструментом в Google. Объединив усилия, следующие несколько месяцев они посвящали все время работе над инструментом Tasks, который начали использовать по всему Facebook для создания расписания, управления продуктами и даже частично инвентаризации офисного оборудования. Вскоре они убедились, что для того, чтобы по-настоящему разрабатывать инструменты, которые их интересовали, им нужно было покинуть Facebook. «Мы были уверены, что в будущем появится нечто, подобное Asana, даже если не мы это создадим», — говорит Московиц.

Фото Kimberly White·Getty Images

Этот проект не был модным, как социальная сеть, или амбициозным, как ракеты или искусственный интеллект. Но даже успешным космическим компаниям и некоммерческим организациям, занимающимся борьбой с различными заболеваниями, нужно координировать работу сотрудников. Asana, которую основатели и страстные поклонники йоги назвали словом из санскрита, означающим «упорядочение», могла помочь им всем. «Казалось, мы не можем отказаться от такой возможности», — говорит Розенстейн.

Разместившись в тесном офисе в восточной части района Мишн в Сан-Франциско, Московиц и Розенстейн получили посевное финансирование от ключевых лиц IТ-элиты Залива, в числе которых были ветераны Facebook Марк Цукерберг, Шон Паркер и Питер Тиль. Однако многие втайне были настроены скептически, рассказывает друг Московица Эрик Риз, автор книги «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели»: «Казалось, что у этой идеи не будет большого успеха».

Освободившись от типичной для стартапа потребности в привлечении средств, Московиц и Розенстейн месяцами писали код и беседовали с потенциальными клиентами, а в ноябре 2011 года представили первую версию продукта. На первые полгода предприниматели предоставляли продукт бесплатно. Их цель заключалась в том, чтобы выработать у пользователей привычку, а потом продать премиум-версию дороже. Именно такой «фримиум»-моделью с большим успехом пользуются Dropbox и Zoom.

 

Дутые «единороги»: почему оценка компании в $1 млрд может скрывать под собой бомбу замедленного действия

Asana представила платную версию продукта в 2012 году (сейчас месячная подписка стоит $10,99 на человека), но отказалась от найма многочисленной команды менеджеров по продажам и решила искать клиентов преимущественно с помощью дешевых способов поисковой оптимизации и сарафанного радио. Asana наладила контакт с чикагским разработчиком софта для онлайн-маркетплейсов G2, когда ее новый директор по маркетингу захотел отслеживать цели своей команды по трафику и выручке: в итоге сервисом Asana начали пользоваться 250 сотрудников компании по всему миру. В Viessmann, немецком производителе газовых котлов, который теперь является одним из крупнейших клиентов, больше 2500 работников совмещают инструменты Asana с продуктами Google. Подобная гибкость и стала ключом к успеху Asana.

Тем временем, Московиц и Розенстейн посвятили время совершенствованию их идеализированной корпоративной культуры. За прошедшие годы они беседовали с экспертами, приглашали тренеров и наняли менеджера по вопросам разнообразия и инклюзии и «главу по людям», чтобы все сделать правильно. Московиц, который много лет изучал буддизм и стратегии лидерства, изобразил структуру компании в виде дерева, а себя поставил вниз. Asana избегает традиционных названий руководящих должностей и вместе этого делает сотрудников главами по конкретной теме или направлению бизнеса. Московиц считает, что было бы правильно, если бы компания, которая занимается повышением качества командной работы, и сама бы вкладывалась в это направление: «Мы хотим претворять в жизнь то, что мы проповедуем, находить лучшие практики и передавать их».

Джастин Розенстейн
Джастин Розенстейн·Фото Stephen McCarthy·SPORTSFILE via Getty Images

В процессе Московиц еще и вырос как лидер. Известный своей вспыльчивостью во время работы в Facebook в двадцать лет, он, по его словам, научился не переживать так сильно из-за неудач. Он приводит высказывает эксперта по осознанности Джона Кабат-Цинн: «Вы не можете остановить волны, но вы можете их оседлать».

 

«Пять-шесть лет тому назад мы обсуждали идею, будто у каждого есть внутренний возраст, в котором они остаются всю жизнь, — говорит Скотт Финикс, основатель стартапа Vicarious, который занимается искусственным интеллектом и остается единственным объектом инвестиций Московица. — Я спросил Дастина, каков его внутренний возраст, и он сказал, что ему, наверное, где-то 112 лет».

«Единороги» мужского пола. Почему гендерное равенство не коснулось самых перспективных стартапов

В 2019 году Московиц выдержал еще одно испытание, когда Розенстайн отошел от управления повседневной деятельностью компании ради позиции с частичной занятостью в совете директоров. Московиц занял освободившееся место: теперь он был не просто гендиректором Asana, но и ее единственным лицом. Его следующий большой шаг заключается в том, чтобы вывести компанию на биржу. 24 августа Asana подала соответствующее заявление регулятору. Сейчас Московиц готовится к переговорам с инвесторами, которые должны пройти уже в первую неделю сентября. Источники, близкие к миллиардеру, сообщают, что его планы вывести компанию на биржу вызваны его желанием помочь сотрудникам и добиться успеха не для собственного самолюбия, но для корпоративной модели Asana. Не то чтобы Московиц нуждался в деньгах. «Думаю, я ни разу не слышала, чтобы он говорил о прибыли», — рассказывает Диана Чепман, тренер по лидерским навыкам, которая консультирует не только Московица и его команду руководителей, но также его мать и жену Кэри Тьюну. Тьюна, бывший репортер The Wall Street Journal, сейчас управляет благотворительной деятельностью семьи — супруги подписали Клятву дарения. «С тем богатством, которое заработал Дастин, он считает своим долгом по отношению к окружающим сделать все, что в его силах».

Московиц говорит, что, поскольку многие клиенты обращаются к Asana за поддержкой, сейчас у него больше мотивации ходить на работу, чем десять лет назад, когда бизнес был крохотным стартапом.

 

«Если бы эта проблема не стоила решения или не представляла собой прибыльный бизнес, я бы просто остановился, — говорит он. — Сейчас очень удачный момент для нашей миссии, и эта возможность придает нам энергии».

Будущие «единороги»: 25 самых перспективных стартапов по версии Forbes

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+