Как $10 млрд от Баффета помогут энергетикам из США получать миллионы кубометров газа из навоза
«Свиньи чрезвычайно эффективны», — говорит Крейг Вестербик, курирующий выработку возобновляемой энергии для Smithfield Farms, крупнейшего в мире производителя свинины. Вложения фермеров неплохо окупаются. «Они едят 1,9 кг корма на полкило прироста, — говорит он. — И они производят больше газа на килограмм живого веса».
Вестербик говорит о парниковых газах, выделяемых миллионами свиней на его промышленных фермах ежегодно. В гигантских амбарах навоз и моча просачиваются через отверстия в бетонном полу, а затем попадают в отстойники под открытым небом: некоторые из них размером с четыре футбольных поля. В этих озерах отходы домашнего скота становятся пищей для естественным образом размножающихся в них бактерий — так называемых метанопродуценов, газа выделяется еще больше. Весь этот метан попадает в атмосферу, и для нашей планеты это плохие новости. Метан занимает первое место среди общеизвестных разрушителей природы, он усиливает парниковый эффект в 25 раз заметнее, чем углекислый газ. Что еще хуже, среди фермеров уже давно считается нормальным разбрызгивать отходы из вонючих отстойников на пахотных землях в качестве ценных удобрений. Именно из-за этого Smithfield и ее бывшая дочерняя компания Murphy-Brown оказываются объектами судебных разбирательств и публичной критики — местные жители выступают против зловония и рисков для здоровья.
Но постепенно все меняется к лучшему. В последние годы Smithfield работает над совершенствованием методов укрытия отстойников тяжелыми пластиковыми крышками, которые не пропускают метан (и большую часть неприятного запаха). Газ наполняет пластиковые купола так, что это позволяет людям ходить по ним как по надувным матрасам. Smithfield заключила соглашения о партнерстве с энергетическим гигантом Dominion Energy из Ричмонда, штат Виргиния, для сбыта газа. Согласно плану, Dominion будет откачивать свиной газ из резервуаров, наполнять им трубопроводы между штатами и продавать его клиентам, которые заботятся об экологии и хотят сократить углеродный след. В результате, по словам операционного директора Dominion Дайаны Леопольд, получится, возможно, самое экологически чистое электричество в стране.
В течение следующих 10 лет Dominion собирается инвестировать $650 млн в добычу газа в сельском хозяйстве. Smithfield внесет еще $250 млн. Ожидаемый результат: 227 млн кубометров газа в год из отходов домашнего скота. Это позволит предотвратить выбросы, эквивалентные 3,5 млн тонн углекислого газа в год. Это все равно, что навсегда убрать с дорог 750 000 автомобилей или ежегодно сажать 60 млн новых деревьев.
Помогут этим инвестициям те $10 млрд ($4 млрд в деньгах и $6 млрд в долговых обязательствах), которые, как заявила в понедельник Berkshire Hathaway, будут выплачены за 12 000 км магистральных газопроводов Dominion. Хью Винн из SSR говорит, что Dominion пришлось продать свои трубопроводы для финансирования инвестиций в возобновляемые источники энергии. И это дало Уоррену Баффету возможность удвоить трубопроводные мощности Berkshire по выгодной цене.
Для Баффета эта сделка — подтверждение ставки на то, что природный газ нанесет углю сокрушительный удар и станет основой производства электроэнергии США на ближайшие десятилетия. Berkshire не чужд рынок возобновляемой энергии — компания уже владеет огромными ветряными электростанциями, которые вырабатывают в сумме 6600 мегаватт. Сделка поможет Dominion стать еще более экологичной компанией. До 2035 года Dominion планирует инвестировать около $55 млрд в энергоносители с низким содержанием углерода. Этому поспособствует и принятый в Виргинии «Закон о чистой экономике», согласно которому штат должен полностью перейти на безуглеродное электричество к 2045 году.
Как непохоже это на былую Dominion Energy. Компания была основана в 1909 году, тогда она называлась Virginia Railway & Power Co. Ее создателем был Фрэнк Джей Гулд, сын «барона-разбойника« Джея Гулда, одного из самых известных американских бизнесменов XIX века. История компании прочно связана с Аппалачским угольным бассейном. Еще в 1995 году, когда нынешний глава Dominion Том Фаррелл стал главным юрисконсультом компании, более половины производимой энергии приходилось на сжигание угля.
За последние 15 лет Dominion сократила выбросы углекислого газа на 52%, сначала заменив электростанции, работающие на угле, дешевым и легко добываемым природным газом, а совсем недавно — инвестировав в солнечные генераторы и другие возобновляемые источники энергии. За десятилетие углеродоемкость производства электроэнергии в Dominion снизилась более чем вдвое.
Этому немало способствует изменение экономики возобновляемой энергии. «Солнечная энергия была недоступна; пять лет назад у нас не было ни одной панели», — говорит Фаррелл. Теперь Dominion занимает четвертое место среди крупнейших в США операторов солнечной энергии. Прибыль компании в 2019 году составила $1,4 млрд при выручке в $16,5 млрд и дивидендной доходности 5%.
С 2003 года, когда 51% электроэнергии в Америке обеспечивал уголь, местные энергокомпании значительно сократили объемы сжигания угля в пользу возобновляемых источников энергии и более экологичного природного газа. Сейчас на уголь производится всего 17% электроэнергии, и возобновляемые источники впервые в истории обгоняют его. И этот тренд только начинается. Кроме Виргинии, о планах полностью перейти на безуглеродное электричество заявили Калифорния, Нью-Мексико, Нью-Йорк, Вашингтон и Гавайи.
Дэвид Жиру, портфельный менеджер в T. Rowe Price, не сомневается, что энергетические компании смогут достичь этих показателей. По его словам, возобновляемая энергия стала дешевле традиционной, ее производство более прибыльно — не нужно постоянно покупать топливо. Жиру считает, что к 2040 году 70% электроэнергии в США будет приходиться на возобновляемые источники. Использование «чистого« газа из отходов домашнего скота «с отрицательным углеродным следом» должно помочь Dominion (и другим компаниям) добиться таких целей, не отказываясь от своих электростанций, работающих на газе.
Smithfield, чья годовая выручка составляет около $16 млрд, — крупнейший в стране производитель свинины, который в прошлом году вырастил более 30 млн свиней. Глава Smithfield Кен Салливан говорит, что компания уже 20 лет экспериментирует с экологичными методами переработки навоза. Сначала они закрывали хранилища крышками, собирали метан и использовали его для производства электроэнергии с помощью простых поршневых машин. Однако в сельской местности не нашлось достаточно клиентов. Затем они попытались собирать навоз и свозить его в общую базу, чтобы перерабатывать в метанол, а затем и биодизель. Но этот процесс, по словам Салливана, нельзя было масштабировать.
Потратив $40 млн на исследования, они остановились на том, чтобы развивать системы, которые используются сегодня: хранилища навоза каждой фермы были превращены в реакторы анаэробного сбраживания, которые собирают газ и направляют его по трубопроводу на центральное перерабатывающее предприятие. После примерно трех недель в реакторе остатки навоза превращаются в стерильный питательный органический материал, который используют как удобрение или даже подстилку для скота. Воду, которая теперь стала менее зловонной, разбрызгивают над полями. Совместное предприятие Dominion и Smithfield будет использовать системы, установленные на свиноводческих фермах в Северной Каролине, Виргинии и Юте.
Кроме того, Dominion сотрудничает со стартапом Vanguard Renewables, который использует похожие системы на молочных фермах. В числе инвесторов Vanguard фонд Джеффа Сколла, миллиардера из eBay. В программе участвуют уже 42 молочные фермы. Президент Vanguard Кевин Чейз говорит, что, хотя в Европе, где власти выделяют крупные субсидии, так называемые молочные сбраживатели за последние десять лет были доведены до совершенства, владельцы трубопроводов для природного газа поначалу неохотно соглашались переправлять свиной газ. «Виновен, пока не доказано обратное», — говорит Чейз, чья компания из Уэллсли, штат Массачусетс, с тех пор успела заключить долгосрочные контракты с Vermont Gas, Миддлберийским колледжем и Polar Beverages.
Многие муниципальные канализационные системы используют похожие сбраживатели для переработки человеческих отходов. Однако отходы животных чище и более однородны, говорит Чейз, потому что мы знаем, что свиньи и коровы едят и что выходит наружу. Для куриных отходов решение пока не найдено, поскольку из-за высокого содержания аммония они крайне едки и их сложно перерабатывать.
Для Агентства по охране окружающей среды США (EPA) возобновляемые источники энергии — приоритетная задача. Чтобы убедиться, что перерабатывающие предприятия и энергетические компании используют установленные объемы зеленого топлива, EPA предписывает им либо производить такое топливо, либо получать баллы соответствия (под названием «Идентификационные номера возобновляемой энергии»). Благодаря своему отрицательному углеродному следу газ от домашних животных набирает большего всего баллов, а значит, клиенты могут платить Dominion в десять раз больше за свиной газ, чем за то же количество газа, добытого с помощью фрекинга на сланцевых формациях. Это может увеличить годовую выручку на $100 млн.
Не все в восторге от потенциала возобновляемого природного газа. «Загнать его в трубопровод все еще лучше, чем выпустить, — говорит Уильям Макдоноу, архитектор-новатор и автор книги Cradle To Cradle («От колыбели к колыбели») о потребности в углеродной экономике замкнутого цикла. — Но это углерод-беглец. Нельзя говорить, что это самая чистая энергия, если мы рассуждаем с точки зрения изменений климата».
Макдоноу – сторонник использования еще более дешевой солнечной и ветряной энергии для превращения воды в водород. В Dominion уже ведется работа над «зеленым водородом» и другими инициативами, которые не наносят вреда климату. Дайана Леопольд из Dominion говорит, что они успешно внедрили 10% водорода на своих электростанциях, работающих на газе: «Сейчас это дорого, но солнечная энергия тоже когда-то была дорогой».
В обозримом будущем Dominion с легкостью может стать крупнейшим частным землевладельцем Виргинии из-за солнечных панелей, которые компания планирует установить. И она уже начала заменять школьные автобусы на дизеле электрическими автобусами по всему штату. Этим летом Dominion установила на шельфе Атлантического океана первые две из, возможно, сотен шельфовых ветряных турбин высотой в 250 метров, которые производят 2600 мегаватт. Благодаря работе по развитию возобновляемой энергии Dominion была включена в Just 100, ежегодный рейтинг социально ответственных компаний по версии Forbes.
Перевод Натальи Балабанцевой