Как инвестор-миллиардер хочет за $9 млрд пересадить американцев на поезда
«У меня нет модели железной дороги в подвале. Я никогда сильно не интересовался поездами, но мне нравилось на них ездить. Это мой любимый способ передвижения», – рассказывает миллиардер Уэс Иденс, пытаясь перекричать шумных гостей мексиканского ресторана в одном из многочисленных казино Лас-Вегаса.
Даже пару месяцев назад планы 58-летнего основателя инвесткомпании Fortress Investment Group и совладельца одного из лучших клубов НБА «Милуоки Бакс» выглядели дерзко. Но делать ставку на развитие железнодорожного сообщения «в постковидном мире» – это настоящее безумие, ведь в будущем люди едва ли будут так часто путешествовать, особенно в поездах, где достаточно тяжело соблюдать социальную дистанцию. При этом не стоит забывать, что на кону $9 млрд.
Так что же задумал Иденс? С помощью облигаций, которые не облагаются налогом, он планирует запустить высокоскоростное железнодорожное сообщение между Орландо и Майами, а также между Лас-Вегасом и Южной Калифорнией. Бизнесмен решил претворить этот проект в жизнь, вдохновившись высокоскоростными поездами европейской компании Eurostar, курсирующими между Лондоном и Парижем. Иденс настолько уверен в том, что его план сработает, что он даже инвестировал в проект более $100 млн собственных средств. Если все действительно пойдет по плану, то к 2026 году его поезда будут перевозить по 20 млн человек ежегодно. При этом выручка от новой железнодорожной сети составит $1,6 млрд, а операционная прибыль – почти $1 млрд.
«Огромное состояние, как правило, можно сколотить на решении самых очевидных проблем. Попробуйте доехать на машине от Майами до Орландо вместе с семьей. Попробуйте съездить из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас. Это не самый приятный опыт», – рассказывает миллиардер.
Американская сеть железных дорог — своего рода «черная дыра» для инвестиций. Национальная железнодорожная пассажирская корпорация США, известная под названием Amtrak, была основана в 1971 году. С тех пор она так и не начала приносить прибыль, хотя за почти полвека существования в нее было вложено более $52 млрд бюджетных средств. Лучшим в финансовой точки зрения годом в истории Amtrak стал 2019-й, когда операционный убыток компании составил «всего» $30 млн. Конгресс по-прежнему продолжает выделять финансирование компании, поезда которой курсируют по всей стране, несмотря на достаточно низкий спрос на пассажирские железнодорожные перевозки в США в целом. Тем не менее, во всем этом есть и светлые стороны: за прошлый год операционная прибыль высокоскоростной железнодорожной сети Acela Express, которая соединяет Бостон, Нью-Йорк и Вашингтон, составила $334 млн. Другими словами, в определенных регионах пассажирские железнодорожные перевозки могут прекрасно работать.
«Низкий спрос на пассажирские перевозки в США – это нелепица. В этой области нам открыты невероятные возможности», – подчеркивает Иденс. Миллиардер берет пример с знаменитого промышленника XIX века Генри Флаглера, который вместе с Джоном Рокфеллером стоял у истоков нефтяной корпорации Standard Oil — тот благодаря своим железнодорожным проектам сделал штат Флорида гораздо более жизнеспособным с экономической точки зрения.
В 2007 году Fortress Investment Group приобрела железнодорожную сеть Генри Флаглера, расположенную в Южной Флориде, за $3,5 млрд. Со временем амбиции Иденса начали расти, поэтому он решил убедить губернаторов сразу нескольких штатов на разных концах страны в том, что его новый проект обладает огромным потенциалом. Его усилия оправдались.
За последние два года Иденс сумел привлечь финансирование для своих масштабных проектов благодаря облигациям. Часть средств пойдет на расширение его железнодорожной сети Brightline на север – от Майами до Орландо. Общая стоимость строительных работ по первому проекту оценивается в $4,2 млрд. Чтобы создать железнодорожную сеть, которая соединит Неваду с Калифорнией, потребуется еще $5 млрд. Иденс уже занимается привлечением инвестиций для второго проекта. В апреле 2020 года он получил финансирование от штата Калифорния в виде облигаций на сумму в $600 млн. Если все пойдет по плану, то уже в 2023 году пассажиры из Лас-Вегаса смогут всего за 85 минут доехать до пригорода Лос-Анджелеса на высокоскоростном поезде, который разгоняется до 320 км/ч. Иденс также смог получить финансирование от федерального правительства США на $1 млрд и ждет финансирования в виде бондов от штата Невада.
«У него очень смелые идеи. США нужны такие визионеры, которые везде видят новые возможности. Нашей стране не хватает таких людей», – рассказывает совладелица «Лос-Анджелес Лейкерс» Джинни Басс, которая давно дружит с миллиардером. Пару лет назад Басс и Иденс даже стали партнерами по бизнесу. Вместе с легендой баскетбола Майклом Джорданом и совладельцем «Бостон Селтикс» Виком Грусбеком они создали бренд элитной текилы Cincoro.
По словам бывшего министра жилищного строительства и городского развития США Генри Сиснероса, гибридная модель финансирования Иденса идеально подходит для масштабных инфраструктурных проектов. В настоящее время Сиснерос, ранее занимавший должность мэра города Сан-Антонио, руководит компанией, которая специализируется на привлечении финансирования для подобных начинаний. «Для привлечения частных инвесторов ведется новаторская работа финансового характера. Если у нас будет достаточное количество стимулов, чтобы гарантировать завершение строительства и дальнейший успех проекта, в нашей системе появится больше инвесторов, которые будут заинтересованы в долгосрочных инвестициях», – рассказывает Сиснерос в интервью Forbes.
Грандиозные планы Иденса впечатляют. Его проекты по строительству железнодорожных сетей во Флориде и на Западном побережье США — это тысячи рабочих мест, которые особо нужны на фоне кризиса и роста безработицы из-за COVID-19. Однако, если учитывать предыдущие проекты Иденса, нельзя быть уверенным, что ему точно удастся осуществить задуманное.
Инвестиционная компания Fortress Investment Group приобрела железнодорожную сеть Генри Флаглера уже более десяти лет назад. Однако вопрос о том, окупились ли эти инвестиции, остается открытым. Изучив открытые данные, Forbes пришел к выводу, что Иденс и инвесторы из Fortress Investment Group вложили в этот проект примерно $2 млрд, и пока проект не окупился. Все это время Иденс пытался полностью рассчитаться с инвесторами и спасти свою карьеру, которая чуть было не оборвалась из-за его смелой ставки на развитие железнодорожного сообщения в США. Теперь будущее миллиардера вновь зависит от того, окупится ли его ставка на высокоскоростные поезда.
Отправной точкой для Иденса стал железнодорожный оператор Brightline из штата Флорида. В 2017 году компания получила $600 млн в виде необлагаемых налогом облигаций и частных инвестиций. В следующем году ее поезда производства Siemens начали курсировать на участке Майами-Уэст-Палм-Бич на скорости 127 км/ч. В салонах поездов с интерьером в бело-синих тонах установлены мягкие вместительные кресла. Все вагоны оборудованы бесплатным Wi-Fi. Билеты можно купить через мобильное приложение или в специальных автоматах. Глава компании Патрик Годдард — выходец из гостиничной индустрии. Он отмечает, что приоритет Brightline – это обслуживание пассажиров на высшем уровне.
Тем не менее, Brightline нельзя назвать прибыльной. Количество перевезенных за прошлый год пассажиров лишь немногим больше 1 млн человек. Общие доходы компании составляют $22 млн, а операционные убытки – $66 млн. Уэс Иденс не беспокоится по этому поводу. Миллиардер убежден в том, что это только начало для Brightline.
Звездный час компании наступит в 2022 году, когда откроется новый участок железнодорожной сети длиной 273 км. Стоимость проекта - $2,7 млрд. Примерно за три часа пассажиры смогут добраться из аэропорта Орландо в Майами на поезде, разгоняющемся до 200 км/ч. Это почти на час быстрее, чем на машине.
Brightline рассчитывает, что за первый год по этому маршруту перевезет 6,6 млн человек. В 2018 году компания заключила сделку с Virgin Group Ричарда Брэнсона — станция в Майами теперь носит название Virgin MiamiCentral. Компания рассматривает возможность строительства дополнительной станции в Орландо, у парка развлечений Disney World, а также думает над тем, чтобы продлить дорогу до Тампы.
«Уэс – энергичный инвестор, настоящий первопроходец. Мы видим это на примере его крупных инвестиций в американскую инфраструктуру, а также его активного участия в возрождении города Майами», – рассказывает Ричард Брэнсон в интервью Forbes. Тем не менее, сделка его международного конгломерата Virgin Group с компанией Brightline не включала себя никаких инвестиций.
Иденс планирует построить на Западном побережье США участок железной дороги длиной почти 290 км, который соединит Лас-Вегас с калифорнийским городом Эпл-Вэлли, расположенным в 145 км к востоку от Лос-Анджелеса. Этот небольшой город прославился благодаря своим знаменитым жителям: известному актеру Рою Роджерсу, блиставшему на экранах в образе ковбоя, его жене Дейл Эванс и коню по кличке Триггер. Иденс купил там земельный участок площадью 1,2 кв. км. Он собирается построить в Эпл-Вэлли железнодорожную станцию и огромную парковку. Поезда новой железнодорожной сети, которая проляжет параллельно межштатной автомагистрали I-15, будут полностью электрифицированы. Это пришлось по нраву калифорнийским чиновникам, ведь они намерены максимально сократить объем выбросов CO2.
Казначей штата Калифорния Фиона Ма считает, что даже в случае полного провала Иденс не столкнется с высокими рисками. Этого, однако, нельзя сказать о проекте по созданию калифорнийской высокоскоростной железнодорожной сети, который подвергается резкой критике со стороны общественности. «В случае провала проекта Иденса калифорнийские налогоплательщики не пострадают, ведь речь идет только о распределении федеральных облигаций», – добавляет Фиона Ма.
Уэс Иденс проделал большой путь, чтобы стать промышленным визионером нового времени. Он вырос на ферме неподалеку от города Хелена, штат Монтана. Получив высшее образование в Университете штата Орегон, Иденс устроился на работу в инвестиционный банк Lehman Brothers и в 1987 году начал строить карьеру на Уолл-стрит. Спустя несколько лет он стал партнером в Lehman Brothers. В 1993 году Иденс покинул компанию, чтобы поработать в одном из подразделений инвестиционной компании BlackRock. В 1998 году он основал инвестиционную компанию Fortress Investment Group.
К началу 2002 года Fortress Investment Group считалась небольшой инвестиционной компанией, под управлением которой находились активы всего на $1,2 млрд. Однако затем она начала стремительно развиваться. Первые два хедж-фонда Иденса, которые были основаны в то время, когда пузырь доткомов только надувался, стали одними из лучших на Уолл-стрит. Вскоре хедж-фонды стали пользоваться большей популярностью, и активы под управлением Fortress Investment Group выросли в 25 раз за пять лет. В феврале 2007 года Уэс Иденс провел IPO Fortress Investment Group, опередив миллиардеров Стивена Шварцмана из Blackstone Group и Генри Крависа из KKR. В первый день торгов стоимость акций Fortress Investment Group взлетела на 89%. Иденс и его партнеры стали миллиардерами.
Однако это была преждевременная радость. К 2006 году под управлением хедж-фондов Fortress было уже $9,4 млрд, но примерно в это время Иденс начал допускать ошибку за ошибкой. В преддверии ипотечного кризиса в США он сделал ставку на компанию Nationstar Mortgage, которая занималась кредитованием под залог имущества. Затем он настоял на покупке одного из крупнейших операторов казино в США Penn National Gaming за $8,9 млрд. Эта ошибка обошлась Fortress в $1,5 млрд. Именно такую сумму компании пришлось заплатить за право разорвать сделку. В 2006 году Иденс решил приобрести компанию Intrawest, которой принадлежали горнолыжные курорты Уистлер-Блэккомб, Стимбот и Скво-Вэлли. И это его начинание обернулось крахом. В разгар Зимних Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере Иденс пытался не допустить потери права выкупа заложенного имущества и активно работал над продажей таких активов, как горнолыжный курорт Уистлер-Блэккомб. В период с 2008 по 2010 год инвесторы забрали из фондов Fortress Investment Group $12,8 млрд. При этом общие потери компании за время мирового экономического кризиса составили $3,2 млрд, что плохо сказалось на стоимости ее акций. Иденс потратил годы на спасение неудачных инвестиций. «Словами не описать, как сложно было удержаться на плаву в 2007, 2008 и 2009 годах», – вспоминает миллиардер.
Оказавшись в отчаянном положении, Иденс применил творческий подход к управлению своими хедж-фондами. Он начал своего рода одиссею, целью которой стало возмещение ущерба инвесторам Fortress Investment Group. Его одиссея затянулась на целых 12 лет. Все это время Иденс зарабатывал на довольно банальных финансовых услугах, в частности, на выдаче высокорисковых ипотечных кредитов. Заметив, что банки перестали выдавать ненадежным заемщикам кредиты под залог имущества, он успешно изменил бизнес-модель компании Nationstar Mortgage. В 2018 году он даже продал этот актив за $1 млрд. В Fortress подхватили его идею и начали выкупать у финансовых конгломератов AIG и Citigroup контрольные пакеты акций операторов высокорискового ипотечного кредитования, которые оказались в тяжелом положении после мирового кризиса. В 2018 году Fortress Iудалось продать эти активы, заработав на сделке $3 млрд.
«Мы были настолько опьянены нашим успехом, что не заметили приближение финансового кризиса», – вспоминает бывший партнер Иденса, инвестор Майкл Новограц, который сейчас занимается криптовалютными фондами. По словам Новограца, Иденс сделал все возможное, чтобы проложить себе путь назад. «Он спас свою репутацию и деньги инвесторов», – добавляет бывший партнер Иденса.
Из-за нехватки средств для пополнения инвестиционного портфеля Fortress Иденс решил заняться «финансовой алхимией» и за шесть лет создал шесть новых подразделений. Таким образом, с 2013 по 2015 год он основал четыре публичные компании, которые работают со СМИ, а также занимаются ипотечным кредитованием, обслуживанием домов престарелых и развитием гольф-клубов. При этом все они выплачивают Fortress крупные комиссионные. Кроме того, Иденс преобразовал крупный инфраструктурный фонд Fortress Investment Group в подразделение под названием Fortress Transportation and Infrastructure. Оно занимается железнодорожным сообщением и авиационным лизингом. В 2015 году Иденс провел его IPO. В 2019 году он основал компанию New Fortress Energy, успешно занимающуюся производством сжиженного природного газа и водородной энергетикой.
Благодаря этому у Иденса и его Fortress Investment Group неожиданно появились новые источники прибыли. Когда Иденс и его партнеры продали Fortress японскому холдингу SoftBank Group в 2017 году, они заработали на этой сделке $1,4 млрд до уплаты налогов. На тот момент примерно 40% всех отчислений, которые получала компания, поступали от новых подразделений Иденса. Многие из них сильно пострадали из-за пандемии COVID-19, поскольку их деятельность связана с ипотечным кредитованием, недвижимостью, газетами и авиационным лизингом. Тем не менее, сейчас Иденс сконцентрировался на развитии самых новых подразделений. В первую очередь речь идет о компаниях, которые занимаются энергетикой и обслуживанием железных дорог.
«На этом этапе жизни я вижу себя в качестве созидателя. Улучшение инфраструктуры нашей страны и строительство высокоскоростных железнодорожных сетей будет для нашего поколения так же важно, как сооружение плотины Гувера и создание Администрации долины Теннесси в 1930- х годах», – добавляет Иденс.
Подход миллиардера Брюса Флэтта
В непростые времена жизненно важно иметь подушку безопасности из средств, которые инвесторы не смогут внезапно потребовать назад. Наличие такой подушки безопасности – это основа нового инфраструктурного проекта Иденса. Однако у него есть конкуренты. Брюс Флэтт из канадской компании Brookfield Asset Management намерен вложить $60 млрд в разрушенные пандемией COVID-19 рынки и в компании, управляющие постоянным капиталом на общую сумму в $100 млрд. Brookfield Asset Management также планирует инвестировать в развитие инфраструктуры. Для этого создается специальный фонд, под управлением которого находятся активы на $20 млрд. Благодаря этим средствам Brookfield Asset Management пополнит свой инвестиционный портфель, в который и без того входит множество различных компаний. К примеру, в активах Brookfield Asset Management есть 16 500 км газопроводов, 22 000 км железнодорожных путей, 13 портовых терминалов, 51 центр обработки данных и 6,6 млн электрических и газовых соединений. «Сможет ли бизнес преодолеть этот кризис без колоссальных потерь? Это единственное, что сейчас действительно важно. Обычно это зависит от того, подготовились ли компании должным образом к началу подобного кризиса», – рассказывает Флэтт.