Экс-глава ВЭБа в лондонском суде потребовал тюремного заключения для Олега Дерипаски
Экс-глава ВЭБа и бывший заместитель министра финансов Владимир Чернухин в Высоком суде Лондона требует отправить миллиардера Олега Дерипаску в британскую тюрьму за то, что тот якобы нарушил предписание английского правосудия, которое постановило выплатить ему $95 млн. Это следует из данных портала судебной информации Law360.
Слушания по ходатайству Чернухина начались 8 июня и продолжаются сегодня по видеосвязи. Представитель Дерипаски отказался от комментариев.
Адвокат Дерипаски в суде утверждает, что ходатайство о тюремном заключении Дерипаски со стороны Чернухина, обвинившего бизнесмена в неуважении к суду, должно рассматриваться как «злоупотребление процессом». Ходатайство стало результатом «личной неприязни» Чернухина к Дерипаске, заявил представитель миллиардера Высокому суду Лондона в понедельник, 8 июня.
Чернухин утверждает, что Дерипаска нарушил постановление суда, по которому он должен был сохранить акции энергетической компании En+ Group, зарегистрированной на острове Джерси, на сумму $236 млн. Эти акции служили обеспечением по иску до тех пор, пока Дерипаска не расплатился с Чернухиным (это произошло в конце 2019 года). En+ была перерегистрирована с острова Джерси в Калининградскую область, и таким образом компания оказалась за пределами досягаемости английской юрисдикции, отмечает сторона Чернухина. Экс-глава ВЭБа утверждает, что до мая 2020 года ни Дерипаска, ни его адвокаты не уведомляли его о перерегистрации компании.
В то же время представитель Дерипаски Натан Пиллоу заявил суду, что Чернухин и его консультанты знали, что En+ может изменить место регистрации, но «не предполагали, что это будет означать нарушение Дерипаской его обязательств, и не сделали ничего, чтобы это остановить». «Невозможно представить, чтобы господин Чернухин и его армия советников не знали ничего об этом, учитывая то, что об этом сообщали в прессе», — отметил он. Представитель Чернухина, Мари-Эммануэль Берар из юридической конторы Сlifford Chance, настаивает, что юридические консультанты экс-чиновника не могли предположить, какие последствия может иметь перерегистрация En+.
Спор Чернухина и Дерипаски в лондонском суде имеет многолетнюю историю. Суть спора в следующем. Компания Дерипаски «Базэл» через кипрскую Navio Holdings еще в 2002 году купила контрольный пакет в текстильной фабрике «Трехгорная мануфактура», занимавшей 12 га в самом центре Москвы, в районе Пресни. Текстильное производство вывели за пределы этих площадей, а освободившуюся недвижимость начали сдавать под кафе и офисы. Руководителем компании стала Лолита Данилина, на тот момент — гражданская супруга Чернухина. Спустя много лет, в 2017 году Чернухин подал иск к Дерипаске в Международный арбитражный суд в Лондоне, доказывая, что был совладельцем «Трехгорной мануфактуры», и Дерипаска захватил компанию. По версии Чернухина, он с самого начала был партнером Дерипаски в проекте, однако на тот момент (начало 2000-х) был чиновником, и номинальным держателем его доли в «Трехгорной мануфактуре» была Данилина. В 2005 году, указывал Чернухин, уже после того как он покинул ВЭБ, он оформил отношения с Дерипаской акционерным соглашением, согласно которому равноправными партнерами в Navio Holdings стали компания Filatona Дерипаски и Navigator Equites Чернухина, номинальным бенефициаром которой была Данилина.
В 2007 году отношения между Чернухиным и Данилиной прекратились, а в декабре 2010 года люди Дерипаски якобы организовали «вооруженный захват» мануфактуры.
После «захвата» Дерипаска, по версии Чернухина, якобы пообещал тому выкупить его долю в компании за $100 млн, однако в итоге этого не сделал. Дерипаска в суде доказывал, что Данилина была реальным совладельцем «Трехгорки». Миллиардер последовательно проиграл Чернухину суды в трех инстанциях — Международном арбитражном суде в Лондоне, в Высоком суде Лондона и в апелляционном суде. Последний в феврале 2020 года признал законными решения предыдущих инстанций, по которым Дерипаска должен выплатить Чернухину $95 млн. При этом Дерипаска расплатился с Чернухиным еще в конце 2019 года, а до этого времени обеспечением служили акции бизнесмена на $245 млн.