Снова на вершине: почему конфликты с партнерами не мешают Владимиру Потанину богатеть
Основной акционер ГМК «Норильский никель» Владимир Потанин во второй раз поднялся на вершину списка Forbes с состоянием $19,7 млрд. Крупнейший производитель цветных металлов достался Потанину и его партнеру Михаилу Прохорову за бесценок на залоговом аукционе в 1995 году. И с тех пор владельцы компании как мантру твердят, что без них, эффективных собственников, все пришло бы в полный упадок и рухнуло. «Да, государственное имущество распределили неравномерно — большая часть населения страны была на грани нищеты. Но цель была достигнута: крупнейшие предприятия перешли к эффективным владельцам», — сказал Потанин в интервью Bloomberg в 2019-м.
Сам президент «Норникеля» уже много лет в основном занимается тем, что эффективно (и не очень) бьет по рукам партнерам, претендующим на что-то большее, чем просто созерцание его управленческих решений. Корпоративную войну Потанин развязал еще в 2007-м. Курортный скандал в Куршевеле, где местная полиция в январе на четыре дня задержала Прохорова по подозрению в причастности к организации проституции, Потанин использовал, чтобы начать развод с бизнес-партнером и получить контроль над «Норникелем». Два года, пока делили имущество, оцененное в $30 млрд, бывшие друзья обвиняли друг друга в неисполнении договоренностей, воровстве, лжи и предательстве.
Дело кончилось тем, что Прохоров в 2008-м продал 25% «Норникеля» другому яркому бизнесмену эпохи зарождения нового русского капитализма Олегу Дерипаске. Основной владелец UC Rusal планировал объединить компании, а для начала затребовал увеличить дивидендные выплаты «Норникеля». Но не тут-то было! До 2012 года Потанин и Дерипаска обменивались судебными исками по всему миру, нелицеприятными публичными высказываниями и боролись за контроль в компании, пока гарантом мира не выступил Роман Абрамович, купивший с партнерами миноритарный пакет «Норникеля». В феврале 2018 года конфликт разгорелся вновь: компания Потанина выкупила акции у Абрамовича, а UC Rusal аннулировал эту сделку в Высоком суде Лондона. Но Потанину опять повезло, он лишился грозного соперника после того, как Дерипаска оказался под санкциями Минфина США и был вынужден отойти от управления в En+ (объединяет энергетические активы миллиардера и его долю в UC Rusal).
В 2022 году заканчивается срок действия акционерного соглашения между Потаниным, Дерипаской и Абрамовичем, и нет сомнений, что новые битвы впереди. Пока же Потанин увлекся блокчейн-платформой Atomyze для торговли металлами, покупки авиабилетов и оплаты ски-пассов на подъемники на его курорте «Роза Хутор».
А что «Норникель»? За последние 10 лет производственные показатели компании стабильно находятся на одном уровне, зато капитализация за счет высокого мирового спроса на цветные и драгоценные металлы выросла в полтора раза, почти до $40 млрд. Только в 2019-м и в начале 2020-го Потанин выплатил себе почти $2 млрд дивидендов. «Запас прочности, заложенный в «Норильский никель» при СССР, настолько огромен, что при рачительном подходе можно со многим справиться», — говорит Максим Полетаев, бывший первый зампред Сбербанка, член совета директоров «Норникеля» от UC Rusal.
Все материалы рейтинга:
- 200 богатейших бизнесменов России — 2020
- Тяжелый год: как коронавирус и дешевая нефть перетряхнули список богатейших россиян
- В рейтинг 200 богатейших россиян вошли две новые участницы
- 15 новых имен рейтинга Forbes: кто впервые попал в список богатейших бизнесменов России
- Уплыли от вируса: где пережидают пандемию яхты российских миллиардеров
- Минус 15 богатейших: кто и почему покинул рейтинг Forbes
- Богатые и неженатые: самые молодые холостяки в российском рейтинге Forbes