«Вообще весь рынок стоит»: что происходит с индустрией яхт и частных джетов из-за коронавируса
Стремительно набирающая обороты эпидемия коронавируса наносит существенный удар по экономикам всех стран мира: фондовые рынки падают, производства закрываются, целые города и страны уходят на карантин. Сфер бизнеса, которые бы не затронуло происходящее, почти не осталось. Исключением не стал и люксовый сегмент, столь дорогой сердцам героев списка Forbes: на рынках яхт, частных самолетов и элитной недвижимости наступил мертвый сезон.
Не поплаваем
«Вообще весь рынок стоит. Практически все верфи в Италии и Испании, особенно специализирующиеся на ремонте лодок, закрылись», — рассказывает Forbes основатель профильного издания о яхтинге Yacht Harbour Дмитрий Семенихин. По его словам, обычно в начале года яхты готовят к новому сезону: их подкрашивают, ремонтируют экипировку и т.д. Однако уже месяц такие работы не ведутся, а экипажи судов распущены по домам. По мнению эксперта, именно верфи пострадают от кризиса больше всех. «Очень много верфей, у которых нет собственных капиталов и нет крупных заказов, скорее всего, просто обанкротятся. Вскоре люди начнут отказываться от строящихся лодок, а спроса на них сейчас не будет», — говорит он.
Основатель специализированного портала о яхтах itBoat Никита Горчаков напоминает, что закрыты практически все марины, кроме (пока еще) Турции, и под иностранным флагом ни в Италию, ни во Францию, самые популярные для яхтинга страны, зайти нельзя.
У тех, кто не владеет собственной яхтой, но арендует их, также возникли проблемы. «В договорах на чартеры лодок всегда есть пункт про форс-мажор, на который никто не обращает внимания. Сейчас же им начинают пользоваться», — добавляет Семенихин. По его словам, многие бронировали лодки еще прошлым летом и внесли предоплату в 50%, сейчас же некоторым из этих людей не возвращают деньги. Теперь к стандартному контракту прилагается дополнительное соглашение об отсутствии штрафных санкций в том случае, если до 15 мая карантины не будут сняты, отмечает брокер Eastwind Yachts Сергей Чернецкий.
Новых заказов на чартеры также практически нет, в первую очередь, из-за отмены мероприятий, на время которых арендовались лодки, — Каннский кинофестиваль и Гран-при Монако гонок Формулы-1. «Количество новых запросов на чартерном рынке в последнюю неделю упало практически до нуля», — подтверждает Горчаков. Однако, по его словам, часть тех людей, кто планировал провести майские праздники на лодке в Европе, теперь просят, чтобы им предложили какие-то варианты в России.
Не полетаем
«Каждый день приходят обновленные сводки, и они плачевные. В России и за рубежом — практически ноль полетов», — рассказывает основатель портала о бизнес-авиации BizavNews Дмитрий Петроченко. При этом он отмечает, что в России статистика немного лучше, так как востребованы полеты на юг и на Урал. «У нас в авиации два активных периода: весна, когда на весенние праздники все улетают, и декабрь, когда год закрывают. Весны не будет – всё закрыто. Всё. Отменили всё, что только можно, включая специализированные вылеты. То есть народ, который привык отдыхать, у него выбор один: Крым – наш», — говорит Петроченко Forbes.
По данным отчета «Market Tracker» компании WINGX, общие полеты бизнес-авиации в Европу и из нее снизились в марте на 24% год к году, а в уикенд 21-22 марта активность полетов упала на 70%.
Сейчас практически все производители либо ограничили выпуск мини-джетов, либо вообще приостановили работу, и в течение этого месяца продаж практически ни у кого не было, продолжает Петроченко. «Я думаю, даже если самолёты будут приходить в распоряжение российских клиентов, то это те воздушные суда, которые были приобретены в прошлом году, оплачены с внесенными депозитами. О покупке нового воздушного судна сейчас речи не идет», — поясняет он. Эксперт отмечает, что если многие пассажирские перевозчики получат поддержку от государств, то операторы бизнес-джетов на это рассчитывать не могут.
При этом, по данным платформы для аренды бизнес-джетов Central Jets, за первые три месяца 2020 года спрос на рейсы из Европы в Россию вырос на 23%, однако реальное количество рейсов в этом направлении сократилось на 19%. Перед каждым усилением мер карантина в Европе в марте 2020 года наблюдался резкий рост спроса на немедленный вылет, примерно на 240%, в сравнении с февралем этого же года, отмечают в компании. Параллельно наблюдается постоянный спрос внутри стран Европы среди людей, которые возвращаются домой из мест, где у них были виды на жительство. Большой поток россиян вернулся из Франции и Англии. Ключевыми точками вылета и прилета стали: Лондон (+22% в марте по сравнению с февралем), Москва (+18%) и Ницца (+16%), подсчитали в Central Jets.
Дома не продаются
«Лондон пуст, просмотров объектов нет», — жалуется руководитель агентства недвижимости London Relocation Consultancy Оксана Литман. По ее словам, несмотря на то, что все застройщики, агентства недвижимости готовы проводить виртуальные туры по домам и квартирам, покупатели остаются в ожидании, что будет дальше, и многие агентства недвижимости уже начали увольнять сотрудников.
В юридической компании RSL-LAW, консультирующей российских покупателей недвижимости в Великобритании, подтверждают: рынок взял паузу. Однако причина этого не только в карантине, в рамках которого практически запрещено выходить на улицу, но и в том, что потенциальные покупатели ждут снижения цен. «Мы уверенно движемся к ситуации, где в выигрыше будет покупатель, и между собой зовем этот период «рынком покупателей», — говорит управляющий директор и старший юрист RSL-LAW Татьяна Шапошникова.
В других странах ситуация аналогичная, рассказывают в агентстве элитной недвижимости Knight Frank. С 10-х чисел марта от офисов Knight Frank во Франции и Италии (страны, в которых сейчас приняты карантинные меры) стало поступать больше предложений от собственников (виллы и апартаменты) с достаточно серьезными дисконтами. «Поместье с виноградниками во Франции в Мужене, ранее выставленное за €20 млн, сейчас выставлено уже за €15 млн», — приводит пример директор по зарубежной недвижимости Knight Frank Марина Шалаева.
По ее словам, к тому, чтобы делать скидки, готовы морально как частные собственники, так и девелоперы. «Застройщики после простоя и физической невозможности проводить сделки будут более заинтересованы в продажах и готовы идти на привлекательные условия для покупателей», — заключает она.