Wildberries Татьяны Бакальчук стал лидером роста по онлайн-продажам еды в России
Интернет-магазин Wildberries богатейшей женщины страны Татьяны Бакальчук стал лидером по темпам роста онлайн-продаж еды в России. За год компания, которая запустила онлайн-продажи еды в начале 2018 года, увеличила оборот торговли продуктами питания в восемь раз, с 0,2 млрд рублей до 1,6 млрд рублей. Об этом свидетельствуют данные рейтинга INFOLine Russia TOP online food retail, с которым ознакомился Forbes.
В абсолютном выражении лидером рейтинга стал «Утконос» (принадлежит структурам Алексея Мордашова) с 10,19 млрд рублей оборота, что, впрочем, всего на 0,4% больше показателя прошлого года (тогда было 10,15 млрд рублей). При этом выручка от заказов, сделанных клиентами магазина через платформы iOS и Android, составила почти 4,1 млрд рублей — на 23% больше, чем в 2018 году. У «Утконоса» есть шансы сохранить лидерство и в 2020 году, считают аналитики INFOLine — за счет возможной синергии с «Лентой», контролирующим акционером которой в 2019 году стал Мордашов. Сам миллиардер говорил о намерении создать экосистему «по типу Amazon» на базе принадлежащих ему активов, однако деталей проекта не раскрывал.
Второе место в рейтинге INFOLine занял «Перекресток», нарастивший продажи на 234%, до 5 млрд рублей — он лидер роста в абсолютном выражении. Во многом это произошло, пояснили в самом Perekrestok.ru, благодаря увеличению ассортимента в два раза, до 27 000 позиций, и открытию даркстора в Вешках площадью свыше 18 000 кв. м.
Замыкает тройку лидеров Ozon, увеличивший оборот продовольственных товаров с 1,4 млрд рублей до 3,5 млрд рублей. Осенью интернет-ретейлер запустил проект «Супермаркет» с ассортиментом около 6000 наименований и доставкой за 40-60 минут.
В 2019 году российский рынок онлайн-продаж продовольственных товаров вырос примерно на 70% и приблизился к 45 млрд рублей, притом что весь онлайн-рынок FMCG (товары повседневного спроса) превысил 200 млрд рублей, подсчитали в INFOLine.
Генеральный директор INFOLine Иван Федяков отмечает основной тренд 2019-2020 годов для российского фудтеха — на рынок вышли крупнейшие игроки. Это в первую очередь «Яндекс» и Сбербанк. «Сбербанк, купив Instamart и переименовав проект в «СберМаркет», делает огромные шаги по активизации инвестиций в эту область, очень резко наращивает географию, охват географии по поставкам», — поясняет Федяков. — То же самое можно сказать про «Яндекс» — в прошлом году ИТ-гигант запустил проект «Яндекс. Лавка».
По мнению Федякова, появление крупных игроков на рынке не только даст толчок к развитию рынка фудтеха, но и изменит традиционный ретейл. «Мы видим, что сегмент гипермаркетов в России уже начинает серьезно трансформироваться, он начинает проседать по объемам продаж, потому что миссию, которую раньше выполняли гипермаркеты, — длительной закупки, закупки на неделю, на две — очень хорошо заменили сервисы доставок, такие как iGooods, как Instamart и другие. Но при этом магазины шаговой доступности оставались практически никак не затронуты этим трендом. В 2020 году на рынок агрессивно зайдут сервисы экспресс-доставок, когда за 15 минут можно получить любой продукт, и тут уже под угрозу начинают попадать и магазины шаговой доступности», — продолжает гендиректор INFOLine.
Стремительный рост таких игроков, как Wildberries и Ozon, не случаен, добавляет Федяков: у них уже есть лояльная аудитория, которая постоянно делает покупки, и для них подключить какой-то еще один ассортимент не является чем-то проблематичным. При этом сами онлайн-гипермаркеты крайне заинтересованы в развитии фудтеха, в развитии продаж продуктов питания по одной простой причине — это резко увеличивает частоту покупок у их пользователей. «Это будет очень важно в будущем, потому что покупатель будет каждую неделю покупать какой-то небольшой продуктовый набор, раз в месяц — одежду, раз в полгода — технику, и он не будет уходить оттуда», — поясняет он.
Стремительный рост онлайн-продаж еды у Wildberries аналитик объясняет, во-первых, резким расширением ассортимента, во-вторых, продажами детского питания. «Те же самые домохозяйки с детьми, которые являются аудиторией Wildberries, у которых нет времени ходить по магазинам, на Wildberries находят очень хорошие предложения тех продуктов, которые могли бы купить и в обычном магазине», — добавляет он.
В Wildberries Forbes заявили, что сервис не планирует запускать полноценный фудтех-сервис. При этом в 2020 году они надеются нарастить обороты продаж продовольственных товаров еще в десять раз. Если это произойдет, по объемам продаж продуктов питания Wildberries может обогнать «Утконос» и стать крупнейшим в России продавцом еды онлайн. «Продолжим развивать ассортимент «теплой полки»: бакалеи, кондитерских изделий, горячих и холодных напитков, молочных продуктов с длительным сроком хранения, а также продуктов для здорового образа жизни», — пояснил представитель компании.
- «Придут и затопчут»: почему стартапы не выдерживают конкуренции с «Яндексом», Mail.ru Group и Сбербанком
- Темная сторона кухни: как основатели Рокетбанка построили бизнес на 800 млн рублей, доставляя еду в соседние дома