«Случай вопиющей несправедливости»: миллиардер Леонид Богуславский призвал прекратить дело Майкла Калви
Уже год Майкл Калви и его коллеги — вместо того чтобы инвестировать в российскую экономику — сидят под арестом. Практически все, с кем я знаком, — предприниматели, инвесторы, менеджеры компаний — считают, что арест был инструментом в корпоративном конфликте между акционерами банка «Восточный».
Миноритарные акционеры, атаковавшие Baring Vostok, воспользовались своими связями во властных и силовых структурах с целью отжать ситуацию в свою пользу. Для этого они, насколько я могу судить, исказили реальную суть корпоративного спора, тем самым ввели в заблуждение людей во властных структурах.
Люди, от которых сейчас зависит решение этой проблемы, не понимают, как выйти из этой несправедливой ситуации без потери лица. Комиссия по этике при Российском союзе промышленников и предпринимателей единогласно пришла к выводу, что эти акционеры, устроив атаку на Baring Vostok, нарушили принципы корпоративной этики.
Дело против Калви и его коллег стало знаковым для всего российского бизнеса: оно показало, что рейдерские приемы по-прежнему живы и эффективны, даже когда применяются по отношению к крупнейшим и уважаемым участникам рынка с незапятнанной деловой репутацией. Уязвимы все. Под такой «наезд» может попасть любой предприниматель, любой инвестор.
Это уголовное дело стало не только сильным ударом по инвестиционному климату России, сигналом о возрастающих рисках для инвесторов, но и привело к предположению, что в стране есть влиятельные силы, которые на практике вообще не считают частные, а тем более иностранные инвестиции важными для экономики страны. Ставка делается на государственные инвестиции. С каждой трибуны говорится о важности иностранных инвестиций, на словах такие инвестиции приветствуются, но в реальности мы видим другую картину.
Из России уходят не только иностранные инвесторы, но и российские, которые все больше инвестируют за рубежом, поддерживая компании и экономику других стран, где риски меньше, а дела типа дела банка «Восточный» и Майкла Калви с партнерами практически невозможны. Это уже миллиарды долларов, которые российские инвесторы перекладывают в зарубежные активы.
В отсутствие большого рынка долгосрочных инвестиций страдает прежде всего российский бизнес — талантливые предприниматели, которые не могут получить финансирование для развития и масштабирования бизнеса. Из-за рисков и неопределенности с правилами игры на рынке сроки планирования не только у инвесторов, но и у предпринимателей, которые только начинают свое дело, сокращаются, а бизнес не успевает достаточно вырасти, чтобы конкурировать с иностранными компаниями и выйти на глобальный рынок.
Особенно чувствительна к этому отрасль цифровых технологий. Опытные инвесторы, помимо непосредственного финансирования, являются проводниками лучших корпоративных практик и управления, они могут привнести отраслевую экспертизу и помочь компаниям реализовать свой потенциал, как это было с «Яндексом», HeadHunter, «Озоном», «Тинькофф», 1C, «Вымпелкомом», «Авито», ivi и многими другими, без кого сегодня невозможно представить повседневную жизнь миллионов людей.
В таких условиях страдают и государственные интересы: развитие и цифровизация экономики (а эта задача была вынесена в отдельный нацпроект «Цифровая экономика») невозможны без по-настоящему сильных и крупных игроков.
Майкл и его партнеры по фондам Baring Vostok стояли у истоков венчурных инвестиций в России, и работа с ними породила целую плеяду успешных российских инвесторов. Я лично многому учился у Майкла, и в первую очередь этике корпоративного управления, партнерскому отношению к другим акционерам, умению находить компромисс, ясности в договорных отношениях и строгости их выполнения. Мы совместно с Майклом и его партнерами были членами советов директоров многих компаний, и за 20 лет сотрудничества не было ни одного случая, чтобы мы не пришли к согласованному решению проблем.
Дело Майкла Калви и его партнеров фонда Baring Vostok, на мой взгляд, — случай вопиющей несправедливости и жестокости, и его надо немедленно прекращать.
- «Это была катастрофическая ошибка»: как Майкл Калви оказался за решеткой
- Почему могут перестать летать российские ракеты? Правда об инвестициях в Россию, которая не прозвучала в Давосе
- «Меня уже 15 раз спрашивали, где Майкл Калви». Что говорил американский бизнес о деле Baring Vostok на ПМЭФ
- «Абсурд и ложь»: Аветисян впервые публично прокомментировал дело Калви