Состояние Илона Маска превысило $27 млрд после роста акций Tesla до исторического максимума
Tesla выполнила план на 2019 год, преимущественно благодаря хорошим поставкам седанов Model 3 в четвертом квартале, и сделала оптимистичный прогноз развития бизнеса в Китае на предстоящий год. Это помогло акциями автопроизводителя Илона Маска вырасти до исторического максимума — $448 за бумагу.
Утром в пятницу компания сообщила, что доставила 112 000 автомобилей покупателям со всего мира. В том числе Tesla поставила 92 550 электромобилей Model 3 и 19 450 более дорогих Model S и X, каждая из которых стоит примерно $100 000. Общий объем поставок за год составил около 367 500 единиц, что несколько превышает план Tesla доставить не менее 360 000 автомобилей. Ранее в 2019 году Маск полагал, что этот показатель может достичь и 400 000 единиц.
В начале торгов на Nasdaq в пятницу акции Tesla подорожали более чем на 4% — до $448,24 (на пике 3 января стоимость акций Tesla достигала $454. — forbes.ru), в то время как фондовый индекс Nasdaq Composite снизился на 1%. C минимума в 2019 году ($178,97 за бумагу за бумагу на торгах 3 июня) акции Tesla подорожали примерно на 250%. Рост ускорился в конце октября, когда, вопреки ожиданиям аналитиков, Tesla закончила третий квартал с прибылью. По оценке Forbes, состояние Илона Маска, крупнейшего акционера компании, превысило $27 млрд благодаря устойчивому росту стоимости Tesla в последние несколько недель.
Скорее всего, на цену акций положительно влияет стремительный запуск новой Gigafactory в Шанхае. Первые Model 3 китайского производства будут доставлены покупателям уже на следующей неделе. Строительство завода стоимостью $5 млрд еще продолжается, но гораздо более быстрыми темпами, чем ожидали аналитики.
«Мы продолжаем работать над расширением производства как в США, так и на нашем новом заводе в Шанхае, — сообщила Tesla в официальном заявлении. — Несмотря на то, что первый камень Gigafactory Shanghai был заложен менее года назад, мы уже произвели почти 1000 машин, готовых к использованию, и начали доставку».
«Добиться успеха — это как пытаться грызть стекло»: Илон Маск выступил на форуме в Краснодаре
Компания утверждает, что она также «продемонстрировала», что способна выпускать в Шанхае более 3000 автомобилей в неделю. Правда, это число не учитывает аккумуляторные батареи — их производство в Китае началось только в конце прошлого месяца. Неясно, когда объем производств батарей достигнет 3000 единиц в неделю.
За десятилетнюю историю в статусе публичной компании Tesla оставалась значимой силой на рынке электромобилей, но вместе с тем была чрезвычайно нестабильным игроком, который нередко с трудом воплощал амбициозные планы Маска. Компания еще ни разу не получала годовую прибыль, но устойчивое производство и продажи в Китае могут в значительной степени способствовать достижению этой цели в случае, если не произойдет непредвиденных препятствий. В этом году компания также добавляет в свой модельный ряд Model Y — электрокроссовер стоимостью $50 000, созданный на платформе Model 3. Это значит, что объем производства в этом году должен еще больше вырасти.
«Лучший продукт» Tesla: каким будет пикап от Илона Маска
«Объем производства Model 3 продолжает увеличиваться (около 6700 единиц в неделю в четвертом квартале 2019 года; последовательный рост на 9%), а поставки из Шанхая станут очередным фактором роста, — сообщил в своей записке аналитик из Baird Бен Калло, который присвоил Tesla рейтинг Outperform, который обозначает потенциал рост акций выше рынка. — Что важно, завод развивается быстрее, чем мы ожидали: он уже продемонстрировал потенциальный объем производства в размере 3000 единиц в неделю и запускает производство аккумуляторов».
Производство автомобилей только на заводе Tesla в калифорнийском Фримонте в 2019 году составило 104 891 единицу, включая 86 958 Model 3. За весь год Tesla выпустила более 365 000 электромобилей и кроссоверов.
Поскольку компания не работает с автодилерами и сама продает все свои автомобили, Tesla не может учитывать выручку от продажи машины до тех пор, пока она не будет доставлена покупателю. В результате временной разрыв между производством и продажей машины у Tesla обычно больше, чем у традиционных автомобильных компаний.
Перевод Натальи Балабанцевой