За Батуриной пришли рейдеры: что стоит за объявлением в розыск богатейшей женщины страны
В последнюю пятницу уходящего года мировая судья судебного участка №6 Элистинского судебного района постановила объявить в розыск богатейшую женщину России Елену Батурину. Решение было вынесено по делу, возбужденному по заявлению Эренцена Манжеева — финансового управляющего в деле о банкротстве Виктора Батурина, брата богатейшей россиянки, сообщил РБК адвокат Дмитрий Савочкин, представляющий интересы Манжеева.
«Речь идет о федеральном розыске. Не международном. Мне местонахождения Елены Батуриной не известно», — уточнил адвокат в беседе с Forbes. Он отметил, что не комментирует суть обвинений, но сам процесс в мировом суде уже тянется несколько месяцев — с сентября.
Спор длиной в 12 лет
Спор между Виктором Батуриным и его сестрой тянется уже много лет. В 2007 году они подписали соглашение о разделе активов, но в 2010 году после отставки Юрия Лужкова Батурин обратился в Следственный комитет с заявлением, что сестра не передала ему обещанные активы и не выплатила зарплату на крупную сумму. В ответ пресс-служба «Интеко« выступила с заявлением, в котором использовалось слово «воровство» при описании деятельности Виктора Батурина в компании.
В 2013 году Гагаринский суд Москвы приговорил Виктора Батурина к семи годам лишения свободы в колонии общего режима, признав его виновным в мошенничестве с векселями «Интеко». Отбывал наказание Батурин в Калмыкии, председателем правительства которой он был в 1998-1999 годах. В 2016 году бизнесмен освободился досрочно, заплатив штраф. В этом же году началась процедура личного банкротства Батурина, которая не завершилась до сих пор.
Выйдя на свободу, Батурин инициировал два иска в суде Австрии по месту жительства своей сестры: один в связи с соглашением 2007 года, второй — о клевете: якобы употребив слово «воровство» в своем заявлении 2010 года, Елена Батурина нанесла ущерб его деловой репутации. Суд принял к производству оба иска. Давая показания на одном из процессов, Батурина якобы упомянула, что в отношении финансового управляющего Батурина Эренцена Манжеева возбуждено уголовное дело, по которому он проходит в статусе подозреваемого. Представитель Батуриной говорит, что фраза была вырвана из контекста.
В сентябре 2019 года уже Эренцен Манжеев подал иск в мировой суд Элистинского судебного участка №6 с просьбой привлечь Елену Батурину к уголовной ответственности по части 1 статьи 128.1 УК РФ («Клевета»). Речь идет о том выступлении Батуриной в австрийском суде, где она говорила об уголовном деле в отношении Манжеева — по версии Манжеева, дело возбуждено не было, подозреваемым он не проходил и Батуриной это было известно. Калмыцкий суд принял дело к производству, несколько раз вызывал Елену Батурину в суд, а в пятницу 27 декабря объявил ее в розыск.
«Постановление калмыцкого судьи незаконно и будет обжаловано, — заявил представитель Батуриной Геннадий Теребков. — Судья грубо игнорирует присутствие в суде адвокатов Елены Батуриной, ранее неоднократно участвовавших в заседаниях по этому иску представителя ее брата о клевете, а также письменные заявления г-жи Батуриной, подтверждающие полномочия ее адвокатов и позволяющие рассмотреть дело в ее отсутствие. Ссылаясь на сомнения в полномочиях адвокатов и якобы уклонение г-жи Батуриной и ее представителей от участия в процессе, судья вынесла постановление о ее объявлении в розыск. Помимо обжалования данного незаконного постановления сейчас готовится и заявление в квалификационную коллегию судей с требованием провести проверку действий судьи».
При чем тут А1
В своем заявлении представитель Батуриной неожиданно связал постановление калмыцкого суда с А1 Михаила Фридмана. «Данное постановление — это очередной этап рейдерской атаки на г-жу Батурину со стороны структур А1 Михаила Фридмана, использующих ее давнего оппонента Виктора Батурина и его необоснованные требования», — заявил Теребков. «А1 никакого отношения ни к какому постановлению о розыске г-жи Батуриной не имеет и в этом деле не участвует», — заявил Forbes управляющий партнер А1 Андрей Елинсон.
Позже выяснилось, что некоторая связь между А1 и Виктором Батуриным есть. Адвокаты Батуриной передали через ее представителя, что представитель А1 Кирилл Ермоленко присутствовал на судебных разбирательствах по искам Виктора Батурина и его финансового управляющего к Елене Батуриной в Австрии и Калмыкии. «Кирилл Ермоленко был вызван в этот (калмыцкий. — Forbes) суд повесткой в качестве свидетеля, — объясняет представитель А1. — Причина может быть в следующем. Ермоленко представлял интересы крупнейшего кредитора в деле о банкротстве Виктора Батурина — компании «Саррио».
Sarrio Investment Limited (Кипр) выступает в деле о банкротстве Батурина с требованиями на 3,2 млрд рублей. Виктор Батурин заявил Forbes, что за Sarrio стоит «точно не А1», а его, Батурина, давний оппонент, с которым он знаком более 10 лет, но чье имя называть не будет. В то же время пресс-служба А1 сообщила, что компания выступает представителем крупнейшего кредитора Виктора Батурина — компании «Саррио».
«То, что оппоненты активизировали свои действия, устроили грязную пиар-кампанию против Елены Батуриной в самый трагический для нее момент, сразу после смерти супруга, вызывает к ним особое презрение», — эмоционален представитель Батуриной Геннадий Теребков. Бывший столичный градоначальник скончался 10 декабря.