Конец эпохи: как изменилась бизнес-империя Ротенбергов к концу строительства Крымского моста
Для Аркадия Ротенберга и его семьи в 2019 году закончилась целая эпоха. В 2008 году он вместе с братом Борисом купил у «Газпрома» пять строительных «дочек» за 8,3 млрд рублей и объединил их в «Стройгазмонтаж». Благодаря подрядам монополии и строительству Керченского моста в Крым «Стройгазмонтаж» превратился в крупнейшую частную строительную компанию России, а в ноябре Ротенберг продал ее. Подробности не раскрывались, официальным собственником бизнеса стала компания, зарегистрированная за несколько месяцев до сделки. Но, по словам близкого к сделке источника Forbes, «Стройгазмонтаж» вернулся в орбиту «Газпрома» — монополия вместе с Газпромбанком создает собственного мегаподрядчика «Газстройпром», основой нового бизнеса стали активы «Стройгазконсалтинга», некогда принадлежавшего Зияду Манасиру. По данным РБК, Ротенберг получил за «Стройгазмонтаж» порядка 75 млрд рублей, что совпало с оценкой Forbes, используемой для расчета состояния Ротенберга. Одновременно сын Ротенберга Игорь ведет с «Газстройпромом» переговоры о продаже ей компании «Газпром бурение», строящей скважины на суше и шельфе.
«Стройгазмонтаж» был крупнейшим активом Аркадия Ротенберга, но, продав его, миллиардер не покинул большую стройку: 7 июня 2019 года на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме принадлежащая ему компания «Стройпроектхолдинг» договорилась об альянсе с ВЭБ.РФ. Возглавляемая Игорем Шуваловым госкорпорация — один из исполнителей нацпроектов стоимостью почти 26 трлн рублей, утвержденных, чтобы выполнить новые майские указы Владимира Путина. Это значит, что друг президента может стать совладельцем крупнейшего строителя инфраструктуры в России. В сделку с ВЭБ.РФ могут войти строительные активы Ротенбергов — «Мостотрест» и «ТЭК Мосэнерго». Подробнее трансформация бизнес-империя Ротенбергов — на рисунке ниже.
Для Ротенберга альянс с ВЭБ.РФ весьма кстати. В ноябре в тестовом режиме было запущено железнодорожное движение по Керченскому мосту. Стройка века стоимостью более 300 млрд рублей (с учетом подходов к мосту) близится к концу. Как и другой масштабный проект, который с именем Ротенберга ассоциируется в меньшей степени. Владимир Путин запустил движение по трассе М-11. Из девяти участков платной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом стоимостью 520 млрд рублей компании, связанные с Ротенбергом, строили шесть. Динамику изменения суммы подрядов Ротенбергов смотрите на картинке ниже.
Подробнее о том, как Аркадий Ротенберг строил Крымский мост, читайте в статье «Триллионы на кону: почему миллиардер Аркадий Ротенберг передумал покидать большую стройку после Крымского моста»