«Мы создали монстра»: как миллиардер Масаеси Сон собрал фонд на $100 млрд и потерял доверие рынка
В пятницу 1 ноября внимание мировых СМИ привлек курьезный момент на форуме Future Investment Initiative в Эр-Рияде: во время одной из панельных сессий именитый гость форума, основатель и совладелец японской инвестиционной компании Softbank Масаеси Сон (№2 в японском списке Forbes, состояние — $21,6 млрд) на короткое время задремал. За незначительным, на первый взгляд, инцидентом на самом деле скрывается длинная цепь проблем, свалившихся на Сона в последние месяцы. Из-за краха IPO сети коворкингов WeWork, главной ставки запущенного Соном инвестфонда Vision Fund, рынок перестал доверять японскому миллиардеру. Волна проблем уже перекинулась с Vision Fund на Softbank. Чем грозит Сону разрастание кризиса внутри его бизнес-империи, разбиралась газета Financial Times. Forbes выбрал самые яркие моменты из расследования издания.
- В 2018 году Сон, в отличие от других технологических лидеров, не отказался от поездки на Future Investment Initiative, несмотря на негативный информационный фон из-за причастности властей Саудовской Аравии к убийству публициста Джамаля Хашогги. Официально он не участвовал в форуме, который называют «Давосом в пустыне», но прибыл в Эр-Рияд на отдельную встречу с принцем Мохаммедом бин Салманом. Монарх ранее почти наполовину наполнил рекордный инвестиционный фонд Vision Fund (объемом $97 млрд) для вложений в технологический стартапы, основанный японским миллиардером. Сон, по данным источников FT, заверил принца, что не откажется от управления его средствами, несмотря на давление. Тот в ответ якобы пообещал никогда не забывать проявленной лояльности.
- На форуме-2019, впрочем, уже не репутация саудовского монарха, а проблемы самого Vision Fund подорвали веру инвесторов в перспективы фонда. «Давос в пустыне» на этот раз прошел на фоне отказа от IPO главной инвестиционной ставки Сона — сети коворкингов WeWork, которая за несколько недель скатилась с оценки $47 млрд до оценки $8 млрд, рассталась с харизматичным основателем Адамом Нойманном и оказалась на грани банкротства, несмотря на масштабные финансовые вливания структур японского миллиардера. На той самой панельной сессии с участием Сона зал был полупустым. Бизнесмен в своей речи, тем не менее, отстаивал тезис о необходимости помогать стартапам «становиться крупнее и расти быстрее».
Человек, который решил стать триллионером и жить вечно: чем известен основатель WeWork
- Хотя на публике Сон и продолжает отстаивать стратегию массированной поддержки портфельных проектов, кейс WeWork пошатнул его веру в собственные принципы, рассказал FT источник, близкий к миллиардеру. «Для него это был шокирующий опыт. Он должен переосмыслить подход [к инвестициям]», — констатировал собеседник издания.
- Эхо кризиса WeWork долетает и до Softbank. Акции компании в последние три месяца просели на 26%. Уже на текущей неделе Сон объявит о списании убытков объемом несколько миллиардов долларов, напоминает FT.
- В Vision Fund тем временем разгораются конфликты между топ-менеджерами. По данным источников FT, из-за провала WeWork управленцы Сона перестали доверять друг другу, из-за чего работа в фонде дезорганизована и его покидают все больше опытных сотрудников.
- Еще до проблем WeWork стратегия фонда по инвестированию в стартапы-«единороги» на поздних стадиях провалилась на размещении Uber. Vision Fund с долей 13% акций до сих пор сидит в «бумажном» убытке на $2 млрд — котировки агрегатора такси находятся на 31% ниже цены при IPO. Также на 45% ниже отметки размещения торгуются бумаги мессенджера Slack, на 30% — биотехнологической компании Vir Biotechnology — все это портфельные проекты Vision Fund. Из успешных IPO можно отметить разве что проекты Guardant Health и 10X Genomics, но доходы от них пока не покрывают совокупных вложений фонда.
- Многие аналитики не скрывают скепсиса в отношении стратегии Vision Fund. Поддержка стартапа фондом — «сигнал того, что надо немедленно продавать», признался FT менеджер одного из хедж-фондов. «Когда Softbank называет конкретную оценку проекта, насколько этому можно верить?» — озвучивает вопрос всего рынка Кирк Будри, аналитик Redex Holdings.
- Оценку WeWork структуры Сона разогнали до $47 млрд. При этом основатель Softbank не раз заявлял, что стартап Нойманна имеет потенциал довести стоимость до нескольких сотен миллиардов долларов. После того, как инвесткомпании пришлось спасать сеть коворкингов от банкротства экстренным вливанием дополнительных $9,5 млрд, Сон, по данным FT, признался коллегам: «Мы создали монстра. Мы отдали ему весь наш капитал». Антикризисный план WeWork вызывает вопросы у инвесторов Softbank: они опасаются, что на спасение стартапа будут направлены не средства Vision Fund, а средства инвесткомпании Сона.
- «WeWork не единственный слабый актив. По нашей оценке, среди более чем 80 проектов в портфеле Vision Fund много спорных инвестиций», — сообщил FT аналитик Jefferies Атул Гойал. Среди «сомнительных» стартапов — индийская сеть отелей Oyu, «разогретая» до оценки $10 млрд японскими банками, близкими к Softbank, китайский «убер» Didi Chuxing, чьи перспективы затуманило IPO американского «старшего брата», и еще целый ряд компаний.
- Многие источники FT на рынке связывают проблемы Vision Fund с управленческими навыками главы фонда Раджива Мисра. Опытный трейдер и бывший топ-менеджер индийского подразделения Deutsche Bank, он известен в мире финансов умением выстраивать сложные непрозрачные многоступенчатые сделки, запутанные для внешних аналитиков. Из-за несогласия с менеджментом Мисра фонд покинули уже целый ряд опытных менеджеров.
- Критическая масса проблем Vision Fund может рассеяться, если Сону удастся собрать Vision Fund II — это еще более амбициозный фонд объемом $108 млрд. Половину из этих средств должны составить вливания Softbank и его менеджеров. Также внушительную лепту должны вновь внести монархии Персидского залива. От саудовского принца, по данным fT, Сон надеется привлечь не менее $30 млрд. И хотя советники Мохаммеда бин Салмана, как рассказывают собеседники издания, отговаривают его от участия в новом проекте японского миллиардера, тот склонен исполнить данное обещание и отблагодарить Сона за поддержку в кризисный момент.