$19 млн за двухчасовую пробежку: как британский миллиардер сделал возможным новый рекорд в марафоне
12 октября 2019 года человек впервые пробежал марафон (42 км 195 метров) быстрее двух часов. «Сегодня мы добрались до Луны и вернулись на Землю», — заявил в твиттере кенийский бегун Элиуд Кипчоге, автор исторического результата 1 час 59 минут и 40,2 секунды. Как случился этот удивительный рекорд и кто его оплатил?
Кто герой?
34-летний кениец Элиуд Кипчоге — один из главных героев современной легкой атлетики, обладатель солидной коллекции наград в длинном беге. Он олимпийский чемпион Рио-2016 в марафоне, действующий рекордсмен мира на этой дистанции (2:01,39) и многократный победитель марафонских забегов в Лондоне, Берлине и Чикаго. Однако Кипчоге давно хотел добавить в свое резюме по-настоящему историческое достижение: «Я бегу, чтобы показать, что у человека нет границ». Проект Ineos 1:59 Challenge, спланированный специально для установления рекорда, стал не первой попыткой Кипчоге «выбежать из двух часов». В 2017 году компания Nike устроила коммерческий забег Breaking2, пригласив к участию трех бегунов, в том числе и Кипчоге. Для мероприятия разработали специальную экипировку, отобрали группу пейсмейкеров (бегунов-помощников, которые поддерживали темп забега) и арендовали трассу «Формулы-1» в итальянской Монце. Тогда Кипчоге выиграл, но в два часа не уложился — 2:00,25. «Мы взбираемся на дерево. Я преодолел еще одну ветку и перехожу к следующей. Это не последняя попытка», — сказал Элиуд после финиша.
Кто спонсоры?
Спустя два года Кипчоге снова решился на покорение исторического рубежа. На этот раз все организаторские хлопоты и расходы на подготовку взяла на себя британская нефтехимическая компания Ineos (чистая прибыль за 2018 год — €1,2 млрд). А точнее, ее владелец — британец Джим Рэтклифф (состояние $12,1 млрд, №110 в рейтинге миллиардеров Forbes): «Мы получаем миллиарды прибыли в год. Так что плохого в том, чтобы немного инвестировать в спорт? В истории, которые способны вдохновить людей? Это же весело!»
«Веселый» забег Кипчоге стоил порядка $19 млн. Для спортсмена были созданы все условия. Местом действия выбрали Вену — из-за схожести часовых поясов и высоты над уровнем моря с тренировочным лагерем Кипчоге в Кении. Элиуд прибыл в столицу Австрии за неделю до забега на личном самолете Рэтклиффа. Трассу разметили на центральной аллее парка Пратер. Дистанция получилась ровной, без подъемов и на 90% прямой. За несколько месяцев до забега по всей длине трассы заменили асфальтовое покрытие. Время старта рассчитывали с учетом максимально благоприятных для марафона погодных условий: температура плюс 7-14 оС, влажность ниже 80% и отсутствие ветра. Для этого была создана специальная группа по анализу погоды. Всю дистанцию рядом с кенийцем работала команда пейсмейкеров — 41 бегун мирового класса, включая рекордсменов мира, олимпийского чемпиона и призеров чемпионатов мира. Группы поддержки (пятеро впереди буквой «V» и двое запасных позади) сменяли друг друга каждые 5 км, чтобы сохранять необходимый для рекорда темп, а также закрывать Кипчоге от встречного и бокового ветра. Спутники Кипчоге выстраивались по лазерной метке, которую рисовал на асфальте ехавший впереди электромобиль.
Кроме генерального партнера проекта, компании Ineos, Элиуду Кипчоге помогал Nike. Сотрудничество спортивного супергиганта c кенийцем длится уже больше пяти лет. На старт забега в Вене Кипчоге вышел в специально разработанной модели кроссовок — AlphaFly. Они сверхлегкие, несмотря на увеличенную толщину многослойной подошвы, внутри которой спрятана карбоновая пластина — она увеличивает отдачу энергии, улучшая эффективность работы стопы во время бега. Кроме того, между носком и пяткой подошвы кроссовка вставлены амортизирующие подушки. Бюджетная версия этой модели уже представлена на рынке и стоит от $250.
Если интерес Nike в продвижении своей продукции через спорт вполне логичен, то мотивация нефтехимической компании вызывает вопросы. При этом забег в Вене не единственный спортивный проект Ineos. С 2018-го компания финансирует британскую яхтенную команду, которая участвует в Кубке «Америки», самой статусной регате мира. А весной 2019-го Рэтклифф стал владельцем велокоманды Sky (теперь это Team Ineos). По подсчетам специалистов, на ее содержание уходит не менее $46 млн в год. «Популярность велоспорта растет — люди пересаживаются на велосипеды, снижая загрязнение воздуха и пробки. Ineos рада быть частью этого», — заявил Рэтклифф после оформления сделки. Однако экологи считают, что вложениями в спортивные проекты совладелец Ineos пытается лишь формально «озеленить» работу своей компании. «Если хочешь реально что-то изменить, лучше сосредоточиться на развитии инициатив, улучшающих состояние окружающей среды», — говорит Тони Босворт из экологической организации Friends of the Earth.
Почему нет официального рекорда?
Международная федерация легкой атлетики (IAAF) не засчитает исторический результат Кипчоге как официальный рекорд. Во-первых, это был закрытый забег, во-вторых — слишком много срежиссированных обстоятельств повлияло на результат — отлаженная работа пейсмейкеров, питание и вода «с доставкой» и т. д.
Однако маркетинговая эффективность проекта от этого не пострадала. Кипчоге вошел в историю как первый человек, пробежавший марафон быстрее двух часов. Вокруг кроссовок Nike поднялась шумиха: IAAF уже заявила, что будет разбираться, насколько сильно новые технологии ускоряют бег. Компания Ineos сообщила о себе 120 000 зрителей в Вене, а также почти полумиллиарду телезрителей по всему миру. К слову, шаги Нила Армстронга по лунной поверхности в 1969-м наблюдали по ТВ около 650 млн человек.