Феминизм 2.0: почему появление в России второй женщины-миллиардера — показатель тектонического сдвига в бизнесе
Уже седьмой год подряд мы публикуем рейтинг 25 богатейших женщин России. Главным событием этого года стало появление в нем новой участницы с состоянием миллиард долларов. Второе место после бессменного лидера рейтинга Елены Батуриной заняла Татьяна Бакальчук, основательница крупнейшего в России интернет-магазина Wildberries. В отличие от известного мужа Елены Батуриной муж Татьяны Бакальчук Владислав не занимал важных должностей, не обладал ни капиталом, ни связями — он работал в скромном бизнесе по продаже компьютеров и предоставлению доступа в интернет. Свой онлайн-магазин Татьяна, преподавательница иностранных языков, начала в небольшой московской квартире вынужденно. После рождения первой дочери преподавать стало затруднительно, а потребность в деньгах выросла. Так в 2004 году возникла компания Wildberries, которая сегодня обрабатывает до 500 000 заказов в день.
То, что сейчас происходит, можно назвать тектоническим сдвигом. Несмотря на то что женщин в российском бизнесе немало, им — самостоятельно, без поддержки влиятельных и богатых мужей — долгое время не удавалось достичь по-настоящему большого успеха, выраженного в ведущих позициях списка Forbes. Кто в этом виноват? Возможно, патриархальный строй русской жизни, который отводит женщине роль домашней хозяйки, хранительницы семьи и очага, помощницы мужа, но не его равноправного партнера со своими интересами и целями. Не исключено, что определенную роль играют и крайне жесткие условия ведения бизнеса на российской почве, с которыми совладает и не всякий мужчина. К тому же бизнес-сообщество, регулирующие и правоохранительные органы, в которых доминируют мужчины, всегда с недоверием и ревностью относились к женщинам, пытающимся делать свое дело самостоятельно.
И тем не менее мы, очевидно, живем в эпоху феминизма 2.0. Связан он не только с новым витком борьбы женщин против мужского шовинизма и насилия в рамках скандального движения #Metoo. Дают о себе знать плоды длительной ценностной трансформации, которая началась по меньшей мере в 60-х годах XX века, когда женщины стали системно бороться с навязанной им второстепенной ролью в обществе. Впрочем, для ситуации вокруг феминизма 2.0 характерно вполне рациональное сочувствие феминистической риторике со стороны мужчин, прежде либо враждебных, либо равнодушных к проблеме. Все объясняется растущей ориентацией бизнеса на клиента. А 50% клиентов всегда, как ни крути, составляют женщины. Сегодня без понимания запросов, привычек и настроений женщины едва ли удастся добиться ощутимого успеха в продвижении своих продуктов и услуг.