К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как стать богатейшим человеком планеты? 17 секретов успеха Джеффа Безоса

Фото Arif Hudaverdi Yaman / Anadolu Agency via Getty Images
Фото Arif Hudaverdi Yaman / Anadolu Agency via Getty Images
17 качеств основателя Amazon, одного из самых ярких и противоречивых предпринимателей планеты, которые помогли ему возглавить список Forbes

Основатель и крупнейший частный акционер корпорации Amazon Джефф Безос закрепился на первой строчке рейтинга богатейших людей мира по версии Forbes (состояние на осень 2019 года — $114 млрд). Под его контролем — почти 40% всей электронной коммерции США, более 40% продаж бумажных книг и около трети рынка видеостриминга; за хранение данных Amazon платят десятки миллиардов долларов Unilever, Netflix, ЦРУ и другие корпорации и госструктуры; на одной только рекламе Amazon зарабатывает столько же, сколько стоит сегодня весь бизнес IBM; Безос — второй после Walmart работодатель страны. Подобных поражающих воображение фактов — множество. Но даже уникальный статус «левиафана» не мешает Безосу оставаться загадкой для медиа и общественности. На прошлой неделе разобраться в целях, намерениях и амбициях 55-летнего миллиардера синхронно попытались сразу два авторитетных американских журнала — The Atlantic и The New Yorker. Forbes изучил материалы и выбрал 17 ярких фактов о хозяине Amazon.

Фанат «Стартрека»

Безос — настоящий фанат культового сайфай-сериала «Звездный путь» (Star Trek, «Стартрек»). Свой интернет-магазин до выбора в пользу Amazon.com он мечтал назвать MakeItSo.com. Make it so («Выполняйте!») — одна из фирменных фраз персонажа «Стартрека», капитана Жан-Люка Пикара. Образ Пикара, созданный известным актером Патриком Стюартом, настолько запал в душу миллиардеру, что сегодня трудно отделаться от ощущения, будто Безос делает из себя копию телегероя — та же блестящая лысина, тот же крепкий торс. Друг Безоса в беседе с The Atlantic предположил, что жесткий фитнес-режим предприниматель исповедует в надежде однажды, подобно капитану  «Энтерпрайза», отправиться в космическое путешествие. Другие свидетельства увлечения миллиардера сериалом — название холдинговой компании Zefram (в честь Зефрама Кохрэйна — гениального ученого из вселенной «Звездного пути»), камео в фильме «Стартрек: Бесконечность» и даже кличка собаки Камала (имя героини одного из эпизодов сериала, «идеальной» спутницы капитана Пикара).

Космический энтузиаст

Безос называет своей «самой важной работой» не руководство Amazon и не сохранение независимой редакционной политики The Washington Post, а развитие аэрокосмического стартапа Blue Origin. Эта компания призвана исполнить юношескую мечту миллиардера — помочь человечеству расширить жизненное пространство через создание колоний в космосе. Еще в 1982 году в школьной выпускной речи Безос говорил об этой миссии жителей Земли и с тех пор ничуть не утратил энтузиазма. Он является последователем идей физика из Принстона Джерарда О’Нила, который еще в 1976-м в книге «Высокий рубеж» сформулировал концепцию «переезда» населения планеты в космос и риски ее неисполнения (эпидемии и голод из-за перенаселенности Земли). «Мы должны отправиться за пределы Земли, чтобы спасти ее», — эту мантру Безос вслед за своим учителем повторяет регулярно. И не жалеет денег: каждый год он продает акций Amazon на $1 млрд, чтобы финансировать разработки Blue Origin — двигатели, ракеты-носители, космические корабли и др.

 

Интеллектуал-максималист

В том, насколько целеустремленным человеком вырос основатель Amazon, ключевую роль сыграла его мать Джеки Безос. Неудачный ранний брак с биологическим отцом мальчика Тедом Йоргенсеном не вынудил уроженку Альбукерке опустить руки — все душевные силы она вложила в сына. Джеки каждый день возила Джеффа за 60 км от дома в школу для одаренных детей в Хьюстоне, а позднее настояла, чтобы руководство школы приняло мальчика в старшие классы, несмотря на высокий конкурс и очередь из претендентов. Этот максимализм основатель Amazon пронес через всю жизнь: в Принстоне он исповедовал самые визионерские идеи теоретической физики, на Уолл-стрит — работал в самом амбициозном хедж-фонде 1990-х D.E. Shaw, который нанимал исключительно самых талантливых выпускников самых престижных университетов. Интеллектуальный элитизм Безос перенес и в собственный бизнес. Пятый сотрудник Amazon Николас Лавджой в интервью Wired вспоминал, что каждый следующий работник должен был поднимать планку коллективного корпоративного разума.

Токсичный босс

В последние годы Безос много работает над публичным имиджем и старается чутко реагировать на недовольство подчиненных. Но так было не всегда: на заре развития Amazon предприниматель изнурял сотрудников своим максимализмом. Вопросы вроде «Вы просто ленивы или некомпетентны?» и «Зачем вы разрушаете мою жизнь?» были привычным лейтмотивом совещаний тех лет, вспоминали бывшие подчиненные миллиардера в книге Брэда Стоуна The Everything Store («Магазин всего»). Один из экс-работников Amazon в беседе с The Atlantic так описал собственные ощущения: «Если вы идете на встречу с Безосом, вы готовитесь так, словно завтра наступит конец света. Говорите себе: «Итак, я готовился три недели. Я поговорил с каждым гребаным человеком, который может что-то знать о вопросах, которые задаст мне Джефф». А потом приходите — и Безос задает тот самый единственный вопрос, который вы не предусмотрели». Со временем предприниматель, правда, ослабил авторитарную хватку и делегировал «бульдожьи» функции специальному звену менеджеров.

 

Консерватор, который дует на воду

Безос прививает Amazon консервативные принципы менеджмента. Экс-глава международного отдела компании по онлайн-мерчендайзингу Кристи Култер, например, рассказала The Atlantic о «Великом смазочном скандале», сотрясшем интернет-ретейлера десять лет назад. Безос тогда узнал о присутствии в рассылках Amazon рекламы лубрикантов (не обязательно интимного назначения) и пришел в ярость. «Они были настолько зашорены, что были уверены в неуместности такой рекламы, даже если речь шла об, условно, средстве для волос», – говорит Култер. Также консерватизм Безоса выражается в его старомодном представлении о термине diversity: в высшем звене управленцев Amazon из 17 человек (S-Team от senior team) нет ни одного афроамериканца и есть лишь одна женщина. «Навязываемое diversity для [Безоса и его команды] означает искусственное снижение стандартов управления. Это классический тип либертарианского мышления. Они видят Amazon как меритократию, опирающуюся на объективные данные», — констатирует Култер.

Безос с детства мечтает переселить человечество в космос и тратит на мечту миллиарды долларов
Безос с детства мечтает переселить человечество в космос и тратит на мечту миллиарды долларов·Фото ТАСС

Враг бюрократии

Безос всегда стремился удержать Amazon от погрязания в бюрократии. Он даже придумал принцип команд «на две пиццы»: таким количеством блюд должны в идеале утолять голод группы работников, которые объединяются для решения конкретных задач. Параллельно с поеданием пицц они могут играть в мотивирующие видеоигры, доступные в офисах компании, но не забывать об ответственности: чем уже состав команды, тем сильнее будет спрос за результат. Любой план сотрудники должны уметь излагать и аргументировать на шести страницах — это золотой стандарт корпоративного «нарратива». Только после утверждения «шестистраничника» команда получает зеленый свет на реализацию инициативы – и на этом этапе подчиненные Безоса хвалят босса за возможность внедрять инновации без лишних административных препон (и это при штате в 600 000 человек!). Качество инициатив миллиардер обеспечивает сильной кадровой политикой: например, только за последние годы Amazon нанял более 150 экономистов с докторской степенью – больше, чем любой другой техногигант.

Прожектор демократии

До приобретения Безосом газеты The Washington Post (WP) в 2012 году о политических взглядах миллиардера не было известно практически ничего. Это озадачивало издателя WP Дональда Грэма, когда он искал покупателя на самый влиятельный демократический медиарупор Америки. Сомнения помог развеять в том числе легендарный инвестор Уоррен Баффетт — он аттестовал хозяина Amazon как «лучшего CEO в США», после чего Грэм уже решительно предложил тому стать инвестором. Безос после нескольких месяцев раздумий выложил за актив $100 млн (незначительные на фоне хотя бы его личной инвестиции в Uber — благодаря недавнему IPO сервиса для вызова такси Безос заработал $400 млн). А заодно поправил собственную репутацию — на тот момент Amazon регулярно критиковался книгоиздателями как «душитель конкуренции». Миллиардер даже написал манифест «Amazon.любовь», в котором призвал подчиненных спасти компанию от попадания в список «левиафанов» с плохим имиджем — Walmart, Goldman Sachs и Microsoft. И мало что могло повлиять на это спасение так сильно, как поддержка WP.

 

Хитрый друг «Большого брата»

Имидж защитника гражданского общества Безос умудряется аккуратно сочетать с ролью крупного контрагента американских спецслужб и других органов власти. Еще в 2013 году ЦРУ заплатило $600 млн подразделению Amazon Web Services — настоящей золотой жиле бизнес-империи миллиардера — за хранение своих данных. Безос, чей дед строил для Пентагона системы противоракетной обороны и участвовал в разработках ядерного оружия, не видел в таком контракте противоречий со владением WP. Более того, позднее Amazon превратился в платформу-монополиста по закупке правительственными ведомствами товаров в диапазоне от скрепок до гаджетов (а на такие закупки власти США в год тратят по $50 млрд). Парадоксальным образом этот «патриотический» статус компания сочетает с приземленной налоговой политикой: за прошлый год Amazon не выплатил ни цента федеральных налогов благодаря использованию зарубежных офшорных гаваней и других уловок. Выходит, государство новыми контрактами лишь поощряет маневры Безоса.

Любимец Голливуда

«Я не тот парень, от которого женщины теряют голову», — скромничал Безос в интервью Playboy в 1999 году. Спустя 20 лет предприниматель — регулярный герой светской хроники и важный голливудский деятель, с которым считают за честь попасть в один кадр все кинозвезды мира. Виной всему — запуск сервиса Amazon Prime и студии Amazon Studios, в которой Amazon отошел от привычной для себя рачительной модели расходов (на очереди, например, новая экранизация «Властелина колец» с фантастическим бюджетом в $250 млн, о которой, по данным The Atlantic, Безос лично справляется у подчиненных каждый день). Вместе с вынужденной публичностью, связанной с премиями и церемониями, миллиардер, по выражению его бывшей жены Маккензи Безос, стал «очень социальным человеком». В голливудской среде он встретил и свою новую избранницу – экс-супругу агента Патрика Уайтселла Лорен Санчес. «Безос на самом деле никогда не упустит случая показаться на людях, открыть конверт с именем лауреата», — охарактеризовал трансформацию предпринимателя один из голливудских деятелей.

Развод Безоса с бывшей женой Маккензи спровоцировал громкий публичный скандал
Развод Безоса с бывшей женой Маккензи спровоцировал громкий публичный скандал·Фото ТАСС

Скупой благотворитель

Еще одна излюбленная причина для критики в адрес Безоса — его нежелание присоединяться к движению Giving Pledge Билла Гейтса и Уоррена Баффетта. Giving Pledge объединяет миллиардеров, готовых пожертвовать от 50% состояния на благотворительные цели. Источники The New Yorker рассказали показательную историю: спустя несколько дней после того, как в 2017-м босс Amazon впервые возглавил список Forbes, в офисе раздался звонок от Гейтса. Тот просил встречи во вторник или среду. В расписании обоих дней у Безоса еще были «окна», но он скомандовал: «Договаривайтесь на четверг». Предприниматель сразу символически показал, на чьих условиях пройдет разговор. И до сих остается свободен от «клятвы дарения». Интересно, что бывшая жена миллиардера Маккензи, по условиям развода получившая четверть доли Безоса в Amazon, вступила в ряды Giving Pledge сразу же после того, как стала членом списка Forbes. Безос же, по подсчетам The New Yorker, пожертвовал на благотворительность менее 3% своего совокупного состояния. Без учета расходов на визионерские проекты вроде Blue Origin.

Мишень популистов

Безудержный рост Amazon — только с 2015-го штат увеличился втрое — неизбежно подставляет Безоса под град критики. Если в годы правления Барака Обамы на фоне спасения The Washington Post миллиардер слыл сторонником президента, то с избранием Дональда Трампа превратился в спонсора одного из вестников fake news и врага конкурентной экономики. Нынешний глава государства дразнит предпринимателя «Джеффом Бозо» (на англ. bozo — «болван», «клоун»). Правда, экс-чиновник Белого дома рассказал The Atlantic, что, «если бы Трамп знал, с каким числом людей в администрации контактирует Безос, он бы обезумел от ярости». Президент не единственный из политиков, кто враждебно настроен к Amazon: его оппоненты-демократы — и «левые» Берни Сандерс и Элизабет Уоррен, и центрист Джо Байден — ругают компанию за неуплату налогов в США, а глава Минфина Стивен Мнучин обвиняет в «разрушении американского ретейла». Как и в случае с Facebook, в Сенате уже звучат предложения о принудительном «распиле» корпорации на отдельные бизнесы.

Беспощадный прагматик

«Беспощадный» (англ. — relentless) — одно из любимых слов Безоса, свидетельствуют многочисленные источники в его окружении. Он регулярно упоминает этот термин в письмах акционерам и руководствуется им как принципом ведения бизнеса. По данным The New Yorker, миллиардер даже рассматривал Relentless как вариант названия своей компании – адрес relentless.com до сих пор принадлежит Amazon и отправляет посетителей на главную страницу интернет-магазина. «Беспощадность» фигурирует и в тексте «священного писания» Amazon — так называемых «принципов лидерства» (Leadership Principles). Любой менеджер компании на зубок знает эти 14 правил: «удовлетворяй потребителя», «изобретай и упрощай», «нанимай и развивай лучших» и др. Принципы — не пустые слова: Безос прагматично опирается на придуманный им свод. Например, прописанная в документе «умеренность» означает, что в офисе Amazon никогда не будет излишеств – самая простая практичная мебель и самый простой набор из бесплатных продуктов на кухне (обычно кофе и бананы).

 

Искусный инноватор

Экс-советник Безоса Иэн Фрид (на заре карьеры он успел поработать даже в России) описал The New Yorker, как эффективно внедряются инновации в Amazon. Безос научил его не бояться идеологии «первого дня»: просыпаясь утром, начинать все заново и не считать зазорным менять решение. Первым крупным проектом Фрида стала разработка «читалки» Kindle: всего за пару лет команда под его началом прошла всю цепочку изобретения гаджета, отмела десятки неудачных прототипов и в 2007-м представила устройство, ставшее одним из бестселлеров Amazon и всей электронной индустрии последних десятилетий. Впечатленный Безос поручил менеджеру создание смартфона. С командой более чем из 1000 сотрудников и бюджетом более $100 млн Фрид в 2014-м довел до ума Amazon Fire Phone — но поезд уже ушел, компании не удалось навязать конкуренцию Apple. Но Безос призвал подчиненного выбросить из головы неудачу и обратил его внимание на перспективы встроенного в смартфон голосового помощника. Со временем из этого вырос еще один суперпроект корпорации — «умная» колонка Echo и ее «обитательница» Alexa.

Безос готов бросить все силы на войну с антимонопольным лобби
Безос готов бросить все силы на войну с антимонопольным лобби·Фото ТАСС

Неидеальный отец семейства

Популярное мнение сотрудников Amazon, по данным The New Yorker, звучит так: личность Безоса всегда определяла идентичность компании. Бизнес с конца 1990-х развивался поступательно, крепко стоял на «священных» принципах лидерства и обращал на себя куда меньше внимания, чем детища эпатажных предпринимателей, таких как Илон Маск или Трэвис Каланик. Безос олицетворял эту эволюцию: примерный семьянин, многодетный отец, редкий гость светских раутов и просто скромный человек. Но в последние годы, вместе с резким ростом масштабов бизнеса Amazon, изменился и основатель компании. По версии таблоида National Enquirer, Безос скрывал от жены Маккензи связь с замужней Лорен Санчес и лишь после того, как газета обратилась за комментарием о его романе на стороне, подал на развод. Добавьте к этому имидж брутального мачо (самая яркая иллюстрация — мем «1998: продаю книги / 2017: продаю все что захочу») — и становится понятным беспокойство инсайдеров по поводу того, что бизнес «сбился с пути», а вместе с основателем «на линии огня» оказались сотни тысяч его подчиненных.

Эмоциональный сухарь

Друзья и коллеги Безоса списывают многие особенности его характера на либертарианское мировоззрение. «Джефф жертвовал деньги на борьбу за легализацию гей-браков и одновременно много тратил на консультации по минимизации налоговой нагрузки, потому что таковы его базовые взгляды – правительство не должно залезать к нам в спальни и карманы», — объяснил The New Yorker близкий к миллиардеру источник, знакомый с ним несколько десятков лет. Противоречием, если брать в расчет эту версию, также перестают видеться параллельные инвестиции в The Washington Post и урезание пенсионных программ сотрудников издания. «Он испытывает дефицит эмпатии и предпочитает не считать себя чем-то обязанным другим людям», — говорит собеседник в окружении Безоса. Это сказывается не только на пенсиях, но и на условиях труда: несколько бывших сотрудников Amazon пожаловались The New Yorker на чрезмерно строгий рабочий режим в распределительных центрах и нежелание корпорации покрывать издержки, связанные с хроническими травмами от физических нагрузок.

Роман Безоса с Лорен Санчес превратил миллиардера в героя таблоидов
Роман Безоса с Лорен Санчес превратил миллиардера в героя таблоидов·Фото ТАСС

Воинственный лоббист

На фоне «полевения» американской политики и звучащих все более часто призывов разрушить монополию Amazon Безос, по данным The New Yorker, тоже радикализировался: он выступает против любого искусственного замедления роста бизнеса и готов много тратить на лоббирование собственной позиции в политическом истеблишменте. В последнее время с подачи основателя компания не оставляет без внимания практически ни один публичный «наезд»: например, в ответ на реплику конгрессмена Александрии Оказио-Кортес о «нищенских» зарплатах в Amazon глава Amazon по коммуникациям Джей Карни в Twitter посоветовал ей «сфокусироваться на повышении федерального минимального уровня оплаты труда, а не болтать чушь» (Безос гордится тем, что первым из «левиафанов» довел минимальный уровень оплаты до $15 в час). В то же время источники The New Yorker склоняются к тому, что империя Безоса в меньшей степени, чем тот же Facebook, под ударом: компания дает работу слишком многим американцам и слишком сильно влияет на жизнь избирателей, чтобы политики решились пойти против нее с открытым забралом.

 

Житель осажденной крепости

Хотя источники The Atlantic и The New Yorker в один голос твердят о переменах в непубличном характере Безоса, сегодня основатель Amazon старается вести затворнический образ жизни. Он не дает интервью и отказывается от полюбившихся ему светских мероприятий. Причина — эхо скандала, в который миллиардер вляпался из-за романа с Лорен Санчес. Теперь он регулярный герой таблоидов, а это явна не та ипостась, в которой предприниматель чувствует себя уютно. Долгое время Безос подозревал, что шумиха вокруг него может быть политически инспирирована в отместку за поддержку The Washington Post. Консультант миллиардера по вопросам безопасности Гевин де Бекер даже подозревал в подогревании скандала власти Саудовской Аравии, которые точат зуб на основателя Amazon за внимание WP к расследованию убийства колумниста газеты Джамаля Хашогги. Не исключалась и версия с «протрамповскими» силами. Но, по данным The Wall Street Journal, теория заговора на этот раз не сработала и все оказалось банальнее — переписку Безоса и Санчес за $200 000 репортерам слил брат Лорен. Кстати, сторонник Трампа.

13 богатейших американцев до 40 лет. Как они стали миллиардерами?

13 богатейших американцев до 40 лет. Как они стали миллиардерами?

Фотогалерея «13 богатейших американцев до 40 лет. Как они стали миллиардерами?»
13 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+