К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Яндекс» — российская Кремниевая долина»: Аркадий Волож о самой перспективной области в IT и новой магии

Фото Maxim Shemetov / Reuters
Фото Maxim Shemetov / Reuters
Основатель «Яндекса» Аркадий Волож в интервью японскому Forbes рассказал о том, как автономные автомобили стали самой перспективной областью в IT, какой новый глобальный сервис Россия может подарить миру и почему «Яндекс» не «российский Google»

«В Тель-Авиве нелегко водить машину». Израильские таксисты, у которых большой опыт вождения в крупнейших городах мира, включая Нью-Йорк и Лондон, говорят об этом в один голос.

Велосипеды, мотоциклы и электросамокаты беспорядочно мчатся по шоссе. А еще в городе сейчас строятся метро и монорельсовая дорога. Хаос на улицах в Тель-Авиве и в утренние, и в вечерние часы пик, и в обед.

Мало кто знает, что в этом городе ездит автономный автомобиль. Владелец этой машины — российский IT-гигант «Яндекс», крупнейший поисковик на российском рынке, основанный в 1997 году и известный как российская версия Google.

 

Сейчас это единственная компания, получившая разрешение на участие в экспериментальной программе автономного вождения на дорогах и шоссе Тель-Авива. Авто «Яндекса» днем и ночью следует определенным маршрутом. Toyota Prius оборудована сенсором LiDAR от Velodyne, а на водительском месте пока сидит инженер. Эту машину легко перепутать с автомобилями Google Street Views. Но на ее корпусе написано «беспилотный автомобиль «Яндекса».

55-летний Аркадий Волож, сооснователь и генеральный директор компании, спокойно и уверенно улыбается. Одетый в белую рубашку и джинсы, он шутит, что, хотя «Яндекс» основан раньше, чем Google, он все еще известен как «российский Google». Волож с энтузиазмом рассказал о своей философии, разработке беспилотной машины и процессе обучения.

 

Крупнейший российский поисковик, известный как «российский Google», недавно начал развиваться в других отраслях.

Я бы скорее назвал «Яндекс» «российской Кремниевой долиной». Мы активно участвуем во всем. Мы создаем в России экосистему, работающую на онлайн- и офлайн-рынках. С точки зрения свободной конкуренции, Россия — это интересный рынок, где некоторые местные игроки обогнали международные компании. Мы в их числе, и наше оружие — технология. С самого начала мы полагались на машинное обучение, которое использовали для поиска, составления рекомендаций, технологий таргетинга, умного голоса и компьютерного зрения.

Когда вы разработали такую технологию, создавать новые продукты и сервисы уже легче. Так появились такие приложения, как «Яндекс.Такси» и международный бренд Yango, сервис дистрибуции музыки «Яндекс.Музыка», «Яндекс.Дзен», умный помощник Алиса и другие.

 

А теперь и беспилотник, который вы тестируете на дорогах Тель-Авива с декабря 2018 года

Да. В беспилотниках очень много продвинутых технологий: компьютерное зрение, машинное обучение, наш опыт разработки картографических приложений — благодаря нашим уже разработанным технологиям нам удалось создать прототипы, которые смогли так быстро выйти на дороги.

Мы многое не делали с нуля. Инфраструктура существовала с самого начала. Мы всего лишь отобрали команды разработчиков, дали им новые задачи, скомбинировали уже существовавшие продукты. Конечно, многое пришлось разрабатывать дополнительно , но нам удалось завершить работу всего за два года. По сравнению с обычным стартапом, мы сэкономили от пяти до десяти лет.

В результате, сегодня мы одна из немного компаний, чьи автомобили ездят на дорогах общего пользования сразу в нескольких странах (Россия, США и Израиль). В этом году мы выведем на дороги более сотни автомобилей.

Есть перспективы коммерциализации в будущем?

 

Мы уже готовы. Во-первых, у нас есть свой сервис такси, к которому подключены сотни тысяч машин. А что если бы нам удалось сделать автономными все эти машины? Это огромный потенциал для бизнеса. Поэтому мы разрабатываем машины с автоуправлением. Во-вторых, мы надеемся продавать технологию для создания беспилотных машин другим автопроизводителям при участии наших партнеров, например Hyundai Mobis в Южной Корее. Было бы неплохо начать сотрудничать с автопроизводителями из других стран. По крайней мере я на это надеюсь.

Не все, но многие IT-компании держат свои разработки в тайне, а «Яндекс» рассказывает о беспилотных машинах и сотрудничает с другими компаниями. В этом есть особая философия?

Я думаю, что IT-компании, которые фокусируются на больших данных и машинном обучении, достаточно открыты. Дело в том, что машинное обучение само по себе — это наука, основанная на академических исследованиях и статьях. Каждый день публикуются статьи о каком-то новом подходе, и инженеры могут использовать эти идеи в своих продуктах. Машинное обучение — это все еще открытая сфера, об этом говорят люди из разных компаний. Возможно, они более открыты к общению, чем в других отраслях. На крупнейших конференциях по машинному обучению (как NeurIPS),  университеты сотрудники таких компаний, как Google, Microsoft, Apple, Amazon, «Яндекса» и Baidu активно обмениваются мнениями.

Есть общая культура компаний, занимающихся машинным обучением?

 

Я думаю, что IT-компании считают склонными к секретности из-за застенчивости инженеров. Многие инженеры — интроверты и довольно застенчивы. Они не хотят устраивать шумиху из-за того, что еще не сделано. Так работает и с «Яндексом». Мы не анонсируем сервисы на этапе разработки, поэтому когда нас спрашивают о будущих проектах, мы всегда говорим: «Мы боимся сглазить будущий продукт и не говорим о нем».

Мы всегда проводим экспериментируем. Каждый успешный продукт «Яндекса» — это один удачный эксперимент из десяти. Вот почему мы не анонсируем новые продукты заранее.

Как вы определяете «Яндекс»?

Это движимая технологиями компания. Мы разрабатываем потребительские продукты на основе продвинутых технологий. Мы придаем новейшим технологиям продуктовую форму.

 

То есть, технологии первичны?

Все начинается с технологии. На самом деле, людям это кажется чудом, потому что они не знают, какие технологии лежат в основе. Будь то машинный перевод или умный ассистент — это всего лишь результат комбинации математических теорем и работы инженеров и программистов. Вот так создается современная магия.

«Яндекс» широко известен как российский ИТ-бренд, но о нем мало слышно в других странах. Почему?

В России мы создали целую экосистему из различных продуктов, и это очень помогает нам в разработке новых сервисов. Развитая инфраструктура дает возможность делать это проще и быстрее. Поэтому мы фокусируемся на российском рынке в нашем ключевом бизнесе.

 

Но мы понимаем, что те технологии, которые у нас есть сегодня, имеют огромную ценность и достойны быть представленными и на других рынки. Мы стараемся вырастить международный технологический бренд родом из России, но уже мирового значения. Мы хотим, чтобы мы гордились, а мир восхищался нашими технологиями и продуктами. Как Япония сейчас известна автомобилями, Франция — винами во всем мире, я надеюсь, что Россия станет известна, благодаря продуктам на основе продвинутых технологий, которые могут быть использованы по всему миру.

Как генеральный директор над какими областями вы хотите работать в среднесрочной и долгосрочной перспективе?

Беспилотные автомобили кажутся мне самой многообещающей областью. Конечно, завтра ситуация может измениться. Никто не знает, когда и какие технологии войдут в игру (смеется). Я уверен, что сейчас это беспилотные автомобили.

Важно понимать, что развитие технологий такого уровня невозможно без развития образования. С 2007 года действует Школа анализа данных «Яндекса», наша 2-летняя очная магистерская программа, которая позволяет изучить теорию машинного обучения на продвинутом уровне. С 2018 года такая школа есть и в Тель-Авиве.

 

Я думаю, мы можем на глобальном уровне применять стандарты математического образования, по которым учатся российские дети. Чтобы обучать хороших инженеров и программистов, нужно бесчисленное множество людей с отличным математическим образованием, которое начинается еще со школы. Россия произвела множество талантливых математиков. Внедряя российскую систему математического образования в других странах, мы даем возможность этим странам открывать новые математические таланты. Разумеется, некоторые образовательные методы нужно адаптировать в зависимости от страны, но в целом так может появится еще один глобальный российский сервис — образовательный.

Но я ничего не стану вам обещать (смеется). Это просто возможность.

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+