«Недопустимо, чтобы «Ъ» использовали как сливной бачок». Акционер «Коммерсанта» об увольнении журналистов
Версия акционера
Председатель совета директоров «Коммерсанта» Иван Стрешинский заявил The Bell, что увольнения журналистов Ивана Сафронова и Максима Иванова не связано с содержанием статьи «Спикеров делать из этих людей», в которой говорится о возможном уходе спикера Совфеда Валентины Матвиенко со своего поста и ее замене на Сергея Нарышкина. Однако, по словам Стрешинского, ему «поступил сигнал» о том, что публикация может носить заказной характер. «Недопустимо, чтобы «Коммерсантъ» использовали как сливной бачок во внутриполитических разборках», — подчеркнул Стрешинский.
Он поручил разобраться в ситуации гендиректору «Коммерсанта» и главному редактору издания Владимиру Желонкину. Журналисты должны были доказать ему, что соблюдали все профессиональные стандарты. «Мне было бы достаточно, если бы главный редактор, которому мы доверяем, сказал нам, что со статьей все в порядке», — говорит Стрешинский.
Однако журналисты отказались раскрыть источник (информации) и «доказать добросовестность своей работы».
Председатель совета директоров «Коммерсанта» отметил, что такая ситуация – это «нарушение внутренних правил ИД и субординации». Стрешинский поговорил с заместителем главного редактора издания Глебом Черкасовым, который курирует политический блок в редакции. Черкасов, по словам Стрешинского, попросил время на урегулирование конфликта – тот дал ему три дня. То, что не было предоставлено «подтверждения добросовестности» работы журналистов, по мнению Стрешинского, – это «яркое свидетельство того, что либо статья заказная, либо журналистам скандал нужнее». «На шантаж мы не поддадимся», — заверил Стрешинский. Он подчеркнул, что будет настаивать на увольнении журналистов «по статье».
В приемной Стрешинского Forbes сообщили, что менеджер уже дал комментарий и ему больше нечего добавить.
Позиция редактора
В то же время Глеб Черкасов, заместитель главного редактора «Коммерсанта», в беседе с Forbes заявил, что ему «понятна мотивация журналистов, которые отказываются раскрывать источники дальше, чем редактору, принимающему заметку». «Я принимал эту заметку и мне эти источники были раскрыты», — уточнил он. По его мнению, «руководство, требуя раскрыть источники, вероятно пыталось понять, откуда растут ноги и определить, как этот материал появился». «Но я на 100% убежден, что этот материал – не заказной, я давно знаю его авторов – с тех пор, как они работали еще стажерами. И не было ни одного случая, чтобы я мог в них усомниться», — заявил Черкасов.
Позиция редакции
В обращении коллектива «Коммерсанта», которое, в частности, опубликовано в фейсбуке журналиста ИД Александра Черных, утверждается, что при увольнении журналистов это решение объяснялось требованием акционера ИД, бизнесмена Алишера Усманова. Впрочем, представитель единственного владельца «Коммерсанта», миллиардера Алишера Усманова, заявил, что «Алишер Бурханович узнал об увольнении сотрудников «Коммерсанта» из прессы». «Акционер не вмешивается в редакционную политику и тем более не принимает решений по увольнению или приему на работу журналистов», — подчеркивал представитель бизнесмена.
Журналисты также объяснили причины, по которым не стали раскрывать источники информации. «Согласно закону о СМИ и трудовому договору сотрудников «Ъ», редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени. Единственное исключение — наличие судебного запроса», — говорится в обращении.
Увольнение сотрудники газеты называют «давлением на свободу слова», а также предупреждают читателей о том, что «Коммерсантъ» «неопределенно долгое время не сможет информировать их о российской политике».
Завершается послание обращением к тем читателям, «кто способен объяснить акционерам ИД, что прямо сейчас они разрушают одно из лучших СМИ России». Под заявлением стоят подписи десятков сотрудников издания.
История скандала
О скандале с увольнениями в «Коммерсанте» стало известно в понедельник, 20 мая. В своем Facebook специальный корреспондент отдела политики «Коммерсанта» Иван Сафронов сообщил, что вместе с другим журналистом издания, Максимом Ивановым, покидает газету, причем не по своей воле, а в «соответствии с решением акционера, высказавшему серьезные претензии к статье, в которой сообщалось про возможный уход с поста спикера Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко». После того, как стало известно об увольнении Сафронова и Иванова, заместитель главного редактора Глеб Черкасов сообщил, что также покидает издание, как сотрудники курируемого им отдела политики. «У акционера есть право принимать кадровые решения, у сотрудников есть право с ними не соглашаться единственно возможным способом — сменой места работы», — заявил Черкасов.
Гендиректор и главред «Коммерсанта» Владимир Желонкин в присланном в Forbes комментарии сообщил, что им «шеф-редактором ИД «Коммерсантъ» было принято решение расстаться с двумя журналистами Иваном Сафроновым и Максимом Ивановым не из-за содержания конкретной заметки, а из-за нарушения последними стандартов профессиональной журналистской деятельности и редакционных правил ИД «Коммерсантъ». «Группой журналистов редакции газеты из соображений ложной солидарности и с целью оказания давления на руководство ИД было принято самостоятельное решение об увольнении. Никаких профессиональных или иных претензий к указанным журналистам не имею, уважаю их право, но не принимаю методов давления. Издательский Дом не комментирует слухи, связанные с указанными событиями, а также информацию, распространенную в социальных сетях», — говорилось в сообщении.