Металлург в супермаркете: зачем миллиардер Алексей Мордашов покупает долю в сети «Лента»
«Севергрупп», управляющая активами миллиардера Алексея Мордашова, подписала обязывающие соглашения с инвесткомпанией Luna Inc. (принадлежит американской TPG Group) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о покупке их долей в сети гипермаркетов «Лента». «Севергрупп» приобретает 34,4% «Ленты» у TPG и 7,5% у ЕБРР по цене $3,6 за GDR ($18 за акцию). Сумма сделки составит приблизительно $729 млн, уточнила компания Мордашова.
Исходя из этого, вся «Лента» оценена примерно в $1,75 млрд, уточняется в сообщении ретейлера. Цена предусматривает премию примерно в 8,11% к цене GDR на закрытии торгов на Лондонской фондовой бирже 26 марта — дня, когда информация о переговорах TPG Group и «Севергрупп» стала публичной: о готовящейся сделке первой написала газета «Ведомости».
С долей 42% «Севергрупп» превратится в крупнейшего акционера «Ленты». Компания рассчитывает закрыть сделку до конца мая — покупку еще должна одобрить Федеральная антимонопольная служба. Затем «Севергрупп» выставит оферту миноритариям «Ленты» по той же цене.
«Лента» — третий по размеру бизнеса игрок на рынке после X5 Retail Group и «Магнита». В 2018-м выручка ретейлера выросла на 13,2% к показателю 2017 года и достигла 413,6 млрд рублей. Правда, чистая прибыль упала на 11%, до 11,8 млрд рублей. Основные форматы магазинов сети — гипермаркеты (более 240 точек) и супермаркеты (более 130).
Синергия с «Утконосом»
У Мордашова нет опыта в офлайн-ретейле, зато самая высокая на рынке квалификация в управлении продовольственными онлайн-продажами: «Севергрупп» принадлежит крупнейший продуктовый интернет-магазин в России — «Утконос».
По оценке «Infoline-Аналитики», которую приводила газета «Коммерсантъ», выручка «Утконоса» в 2018-м выросла к 2017-му на 7% и составила 10,2 млрд рублей. Это почти половина всего российского рынка доставки продуктов (его объем оценивается в 23 млрд рублей) и втрое больше, чем у ближайшего конкурента — Ozon (3 млрд рублей).
Объединения «Утконоса» с «Лентой» в ближайших планах «Севергрупп» нет, сообщил Forbes представитель компании Мордашова. По его словам, руководству еще предстоит определиться, какая модель с точки зрения каналов продаж будет оптимальна для розничной сети в среднесрочный период.
«Конечно, мы будем изучать возможности для синергии между компаниями, которые потенциально могут быть реализованы в формате коммерческого партнерства», — добавил собеседник Forbes. Но любые решения «требуют глубокой проработки и находятся в зоне компетенции совета директоров», заключил он.
Зачем Мордашову «Лента»
Размер сети и объем генерируемой выручки — ключевые факторы ее конкурентоспособности: чем больше бизнес, тем выгоднее для него закупочные условия. «Утконос» в этом смысле серьезно уступал лидерам рынка [офлайн-розницы] и не мог конкурировать с ними по цене. В то же время у «Утконоса» хорошая онлайн-платформа и отличная экспертиза в сегменте доставки товаров», — рассуждает старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. По его прогнозу, слияние сетей позволит «Ленте» усилить присутствие в онлайне, а «Утконосу» — существенно расширить охват потребителей за счет физического присутствия на рынке, в частности, в регионах.
Выгодна сделка и для основного владельца «Севергрупп», который ищет инвестиционно привлекательные проекты. «Цены на металл последнее время высокие, и большие прибыли Мордашов уже саккумулировал. Из перспективных отраслей с потенциалом роста — ретейл. Это гарантированно выигрышная инвестиция», — считает Николай Казанский, управляющий партнер Colliers International. Для TPG сделка — возможность выйти из российского бизнеса из-за испорченных отношений с США: фонд хочет обезопасить себя от удержания инвестиций в стране, добавляет эксперт.
«Лента» — очень привлекательная компания и должна стоить в 2-3 раза выше, чем сейчас, уверен совладелец «Юлмарта» и экс-совладелец «Ленты» Дмитрий Костыгин. «Видимо, фактор «Магнита» сказывается: там [бизнес] на закат идет и мультипликаторы невысокие, потому что будет хуже. А у «Ленты» будет лучше», — прогнозирует предприниматель.
Иностранцы в «Ленте»
«Лента» была основана в 1993 году. В 2001-м в проект инвестировал американец Август Мейер, с которым основателя сети, петербургского предпринимателя Олега Жеребцова познакомил Дмитрий Костыгин. Мейер приобрел 49% тогда еще небольшого бизнеса — аналитики оценивали «Ленту» всего в $20–30 млн. Однако ретейлер быстро рос и вызывал интерес иностранных инвесторов: к «Ленте» присматривались американская сеть Wal-Mart, французская Carrefour, финская Kesko и хорватская Agrokor.
В мае 2007 года 11% акций за $125 млн приобрел ЕБРР. Осенью 2009 года совладельцем «Ленты» в альянсе с «ВТБ Капиталом» стала TPG Group, выкупив 35% у Жеребцова. В 2010-м в компании разгорелся корпоративный конфликт: по его итогам в 2011-м ЕБРР, «ВТБ Капитал» и TPG выкупили доли Мейера, Костыгина и их партнеров более чем за $1,1 млрд.