Почему в Израиле задержали родственников «алмазного короля» Леви Леваева
В прошлом году в израильском аэропорту Бен Гурион приземлился самолет из России. Один из пассажиров попытался пройти через «зеленый коридор», но был задержан сотрудниками таможни — в его багаже обнаружили незадекларированные алмазы. С этого, по данным израильских СМИ, началось расследование о контрабанде драгоценных камней, получившее спецназвание «Черный бриллиант». В понедельник, 5 ноября, в рамках расследования были задержаны шесть человек. Во вторник суд продлил их арест на семь дней и рассекретил имена. Среди них, по данным израильского издания Haaretz, оказались Моше и Звулун Леваевы — брат и сын миллиардера Леви Леваева (№2124 в мировом списке Forbes, состояние — $1 млрд), прозванного «королем алмазов».
Пятеро задержанных — топ-менеджеры в холдинге LLD Diamonds, управляющем алмазным бизнесом миллиардера. Еще один раньше работал в компании, а сейчас владеет 1% ее акций.
Помимо многолетней контрабанды алмазов задержанным инкриминируют уклонение от налогов, отмывание денег, фальсификацию документов и еще ряд преступлений. Расследованием занимается спецподразделение «Лахав-433» и сотрудники налогового управления и отдела по борьбе с экономическими преступлениями. «Компании ничего не известно об инциденте, описанном СМИ, — прокомментировали в LLD Diamonds. — Господин Леваев и принадлежащие ему предприятия действуют в соответствии с принятыми нормами и соблюдая законы. Мы надеемся, что вскоре ситуация прояснится и подозрения окажутся необоснованными». Сам Леви Леваев находится не в Израиле, но, по словам близкого к нему источника, готов приехать в страну для допроса.
Детали расследования засекречены. Но из информации, попавшей в израильские СМИ, известно, что пассажиром российского рейса, с ареста которого началось расследование, был топ-менеджер одной из российских компаний Леваева. Преступная группа действовала несколько лет, полагают следователи, и оценивают объем контрабанды в 300 млн шекелей (порядка $81 млн). Драгоценные камни добывались на рудниках Леваева за пределами России, доставлялись на одно из российских предприятий LLD Diamonds, после чего и ввозились в Израиль.
В России Леви Леваев через группу компаний «Руиз» контролирует Московский ювелирный завод. Ему также принадлежала компания «Уралалмаз», добывавшая до 1% всех алмазов России. Но в 2013 году «Уралалмаз» прекратил деятельность из-за исчерпания ресурсов Волынского месторождения в Пермском крае, а затем был ликвидирован. Леваева также называют бенефициаром компании «Уралтранссервис», в 2015 году получившей лицензии на алмазные россыпи в Пермском крае — месторождения Силурийское и Рассольнинская депрессия. В холдинг LLD Diamonds также входят алмазодобывающие компании в африканских странах, например, в Анголе или Зимбабве.
Не ясно, зачем компаниям Леваева понадобилось ввязываться в контрабанду алмазов, недоумевает издание Haaretz. Алмазные компании платят налог с оборота, а не прибыли, так что с этой точки зрения никакой выгоды от контрабанды камней в Израиль нет. «Это небольшой объем, копейки, — говорит об объеме контрабанды в $81 млн президент ювелирного дома Cluev Илья Клюев. — Особенно если сравнить с ежегодной добычей алмазов в России, которая составляет порядка $4,2 млрд. Общемировая добыча превышает $16 млрд».
Haaretz отмечает, что контрабанда камней в Израиль может иметь смысл в двух случаях. Во-первых, камни, доставленные в Израиль, могут быть вывезены в третью страну с низкими налогами (например, Бельгию или Дубай), где и будут проданы конечному покупателю. Во-вторых, речь может идти об алмазах сомнительного происхождения: например, если они были незаконно добыты. Наконец, в отчете израильского Управления по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма 2017 года, которое цитирует издание, отмечается, что драгоценные камни благодаря компактному размеру и высокой ценности используются для финансирования террористических организаций и незаконных финансовых операций.