Почему Олега Дерипаску и Виктора Вексельберга больше не хотят видеть в Давосе
«Никто не закатывает таких вечеринок, как русский олигарх», — описывал телеканал ABC мероприятие, организованное Олегом Дерипаской на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе в январе 2018 года. Гостей «экстравагантного» приема ждали подносы с черной икрой, бутылки Dom Perignon и выступление Энрике Иглесиаса. Не прошло и трех месяцев, как совладелец UC Rusal попал в санкционный список США. Следующий форум в Давосе миллиардер, судя по всему, вовсе пропустит.
Как пишет Financial Times со ссылкой на два источника, знакомых с ситуацией, Дерипаску, а также совладельца «Реновы» Виктора Вексельберга и президента-председателя правления ВТБ Андрея Костина не хотят видеть на следующем форуме в Давосе. По словам собеседников издания, все трое уже проинформированы об этом. Это решение подорвало усилия организаторов форума, пытавшихся убедить президента России Владимира Путина впервые за десятилетие принять участие в мероприятии, уточнил один из собеседников FT. Последний раз Путин был на форуме в 2009 году, с тех пор официальную делегацию России, как правило, возглавляет один из заместителей премьер-министра. «Они [организаторы форума] испытывают огромное давление со стороны США», — говорит источник FT.
Причина такого поведения проста — это вторичные санкции, говорит преподаватель кафедры международного права МГУ им. Ломоносова, эксперт по санкциям Сергей Гландин. «В бизнес-среде это называется «должная осмотрительность (due diligence)». Организаторы форума просто не хотят иметь проблем, они не хотят увидеть свое имя в списке вторичных санкций в один прекрасный или не очень прекрасный день», — уверен Гландин. Основания для подобной осторожности есть. Накануне, 5 ноября, стало известно, что Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) ввело масштабные санкции против Ирана, под которые попали в том числе 700 иранцев с их активами. Каждое четвертое лицо, указанное в санкционном списке, — субъект вторичных санкций, отмечает Гландин. Еще один яркий пример — капитан сборной Мексики по футболу Рафаэль Маркес, также включенный в санкционный список США из-за подозрений в связях с наркомафией. Его поселили отдельно от команды, а после одной из игр даже не дали приз как лучшему игроку матча, потому что спонсоры не хотят иметь ничего общего с лицом, попавшим под американские санкции. «Они все боятся», — подчеркивает эксперт.
Гландин поясняет, что форум в Давосе организуют частные компании, его обслуживают кейтеринговые, курьерские и прочие службы, консьерж-сервисы, и они просто не хотят с связываться с подсанкционными лицами. «Как будет сформулирован отказ — формально или неформально — это второстепенно. Швейцария как государство отказать не может, но компания, расположенная в Швейцарии, отказать может со ссылкой на американское законодательство», — заключает он.
Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров напоминает, что в Швейцарии существует федеральный закон, который запрещает содействовать обходу санкций гражданам страны. «Они [власти Швейцарии] признали себя нейтральными, что означает, что их государство, их юрисдикция не может использоваться для обхода», — говорит он. Захаров отмечает, что Олегу Дерипаске теперь не поможет даже гражданство Кипра, ведь он внесен в санкционный список как гражданин России. «Санкции носят личный адресный характер. Это значит, что в отношении людей, попавших под них, послаблений быть не может. Могут быть изменения в отношении их активов, но в отношении самих бизнесменов изменений не будет», — говорит Захаров. Впрочем, по его словам, опальные бизнесмены могут ездить на подобные ВЭФ форумы только в составе правительственных делегаций, но тогда их участие в мероприятии не будет рассматриваться как персональное.