К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Человек будущего: зачем Джеффу Безосу магазины без кассиров

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Секрет успеха Amazon заключается в том, что решения, которые принимает Джефф Безос, отличаются от всего, что взял на вооружение традиционный ретейл

Голосовые помощники, магазины без кассиров, публичные облачные серверы, космический туризм — вот неполный перечень того, чем занимается Джефф Безос, самый богатый человек на планете. За новостями об Amazon невозможно угнаться. В среду появились слухи о планах открыть 3000 магазинов без касс Amazon Go, а уже в четверг компания представила целую линейку новых устройств вплоть до умной микроволновки. Теперь можно попросить голосового помощника Alexa разморозить мясо или пожарить картошку, словно на вашей кухне появился личный повар.

У Amazon несколько причин успеха. Во-первых, визионерский талант топ-менеджеров компании. Безос и его коллеги принимают операционные решения, буквально живя в будущем, без оглядки на текущее положение вещей, запросы акционеров на повышение маржинальности и цену этих решений. К примеру, сервис Amazon Web Services (AWS) был представлен в 2006 году, когда сложно было вообразить, что кому-то понадобится хранить данные в публичном облаке. К тому же создание серверов — довольно дорогое удовольствие, поэтому Amazon пришлось значительно увеличить капитальные затраты. Сейчас же уже не вызывает сомнений, что для многих предпринимателей дешевле использовать публичные облака, так как стоимость хранения данных снизилась за счет масштаба и технологий.

Как сообщает сама компания, благодаря переходу на публичные облака бизнес может сэкономить до 90% затрат на создание собственного хранилища и на 62% повысить производительность труда сотрудников, обслуживающих ИТ-инфраструктуру. По итогам последнего квартала Amazon заработала на облачных серверах $6,1 млрд, или 11,5% совокупной выручки. Этот сегмент является ключевым генератором прибыли для компании в силу его высокой маржинальности. Его операционная рентабельность превышает 20%. Таким образом, доля облачных серверов в общей операционной прибыли Amazon составляет почти 40%.

 

Вторая составляющая успеха — выверенность стратегии развития. Сам Безос эту мысль формулирует довольно четко: менеджеру компании не нужно принимать тысячи решений — достаточно нескольких, но точных и правильных. Такая философия позволяет CEO Amazon спать по восемь часов в день, назначать важные совещания только на утро, чтобы быть полным энергии и интеллектуальной мощи для принятия выверенных решений. Трех правильных решений в день от одного человека достаточно, говорит Безос.

К примеру, покупка ретейлера Whole Foods за $13,6 млрд в прошлом году была весьма неочевидным шагом. Самое интересное, что акции Amazon в день объявления о сделке выросли на 2,4%, что необычно для фондовых рынков. Как правило, акции компании-покупателя дешевеют, так как в связи с новыми приобретениями возникают риски изменения бизнес-модели. Более того, в обычной корпоративной практике при покупке делаются заявления о том, что бизнес не претерпит изменений, сохранит традиции. Здесь же менеджмент сразу заявил о масштабных изменениях, и инвесторам это понравилось.

 

Одна из идей трансформации заключается в развитии сети магазинов без продавцов и касс формата Amazon Go. Точки розничной торговли для каждодневных покупок — это, пожалуй, последний рубеж, до которого до сих пор не добиралась онлайн-коммерция. Людям по-прежнему куда удобнее зайти в ближайший магазин за молоком и хлебом, чем ждать доставку. Безос собирается это изменить и сэкономить людям время благодаря отсутствию очередей, что особенно актуально для больших городов. При открытии первой точки такого формата в Сиэтле очереди были только на входе, где столпились зеваки. На кассе же никаких очередей быть и не могло, так как касс попросту не существует. Благодаря технологиям, основанным на комбинациях датчиков, покупатели могут взять нужные товары, а оплата за них автоматически спишется с карты. Реализация планов по увеличению числа магазинов Amazon Go до 3000 может принести больше $20 млрд выручки, но заставит компанию нарастить капитальные затраты на $3 млрд в ближайшие три года. Таким образом, показатели маржи могут вновь оказаться под давлением, но Безоса это вряд ли волнует.

Инвесторы давно ждут повышения маржинальности Amazon и предоставляют огромный кредит доверия инициативам Безоса. Пока такой подход себя оправдывает. Долгое время компания вообще не показывала прибыль. Маржа по чистой прибыли вышла в заметный плюс лишь два года назад, а в этом году инвесторы ждут ее роста до 6%. Планы по очередному увеличению капитальных трат на дорогостоящие магазины без кассиров из-за их технологической начинки могут препятствовать повышению маржи. Однако в долгосрочной перспективе новые технологии способны обеспечить Amazon конкурентное преимущество в виде сниженных операционных затрат. Обычные розничные магазины тратят на зарплаты 6–10% общей выручки, и отсутствие продавцов позволит Amazon сэкономить эти деньги. Сейчас Amazon является однозначным лидером по внедрению технологий в ретейле. Её конкурент, компания Standard Cognition пока запускает лишь пилотные версии бескассовых магазинов, а у Amazon такая торговая точка уже полноценно работает в Сиэтле.

Рынок доверяет Безосу. Акции Amazon много лет торгуются с мультипликаторами, которые для других компаний были бы непозволительной роскошью. Это объясняется потенциалом развития и инновационностью модели бизнеса Amazon. К примеру, ее показатель P/E (капитализация/прибыль)  с 2015 года стабильно находится выше 150, акции за этот же период выросли на 550%. Инвесторы ждут роста прибыли Amazon, но никто не может оценить пределы расширения империи Джеффа Безоса.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+