К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Мы рождены не работать, а наслаждаться жизнью». Правила бизнеса Джека Ма

Фото Wang HE / Getty Images
Фото Wang HE / Getty Images
Основатель Alibaba и богатейший предприниматель Китая о том, как он перестал завидовать Биллу Гейтсу, почему не умеет тратить деньги и чему готов учиться у Форреста Гампа

На этой неделе бывшему учителю английского языка Джеку Ма удалось стать самым обсуждаемым миллиардером в мире. Для этого ему всего лишь пришлось в минувшую субботу обмолвиться в интервью гонконгской газете South China Morning Post, что последние десять лет самый богатый китаец (№20 в глобальном списке Forbes, состояние — $39 млрд) готовился к тому, чтобы покинуть Alibaba — компанию, которую он растил два десятилетия и чье IPO на $25 млрд в 2014 году стало крупнейшим в мире. В понедельник Ма уточнил свои планы: он уступит место предправления Alibaba ее генеральному директору Дэниэлу Чжану, а сам перейдет в совет директоров, который окончательно покинет через пару лет.

Перед тем как создать Alibaba в 1999 году, Ма руководил компанией по разработке сайтов. Он запустил ее в 1995 году, вложив в проект $200 000 и через три года заработал $800 000. А еще раньше Ма безрезультатно околачивал пороги крупных компаний, в которые пытался устроиться наемным работником. Ему отказали в 30 компаниях, например в KFC он оказался единственным из 24 претендентов, не прошедших собеседование. В Гарвардской школе бизнеса его документы отклоняли десять раз. Тем показательнее, что сегодня в некоторых китайских домах Джеку Ма в буквальном смысле поклоняются как богу денег.

Forbes вспомнил самые яркие высказывания китайского бога денег, который изменил мировой рынок интернет-торговли, теперь готовится выйти на пенсию и полностью посвятить себя филантропии.

 

Сегодня всё сложно, завтра будет ещё сложнее, а послезавтра всё будет замечательно. Но большинство из нас умрёт завтра вечером.

В России люди так много говорят о проблемах. Я же считаю, что сейчас самое время подумать о будущем. И как предприниматель я всегда смотрю в будущее с оптимизмом.

 

Бизнес — это как свадьба. «Ок, ты ничего, давай жениться» — так просто это не работает. Перед тем как выходить замуж, нужно сначала повстречаться какое-то время, узнать друг друга, так что нам нужен хороший опыт «ухаживания».

Мы ищем не основателей, а команды. Мы считаем, что очень важно, чтобы команда верила в то, что она делает. Например, много лет назад на китайском рынке мы сами начали конкуренцию с eBay. Мы как команда любили наш рынок и верили, что можем улучшить его в перспективе 10–20 лет. Более того, нам некуда было отступать: в отличие от eBay у нас был только китайский рынок — и мы победили.

Когда мы находим партнеров, в которых инвестируем, мы помогаем, но не мешаем им добиться успеха. Этим отличается наша модель глобализации от американской. Американцы хотят быть крупнейшими акционерами. Мы же ищем партнеров, вкладываем деньги и считаем, что они должны быть номер один в компании, а не мы.

 

Люди не понимают, куда мы движемся, потому что считают нас компанией. Мы себя считаем не компанией, а организацией, которая в будущем изменит мировую торговлю. Наша первоочередная задача — упростить работу небольших компаний. Мы строим платформу, которая даст им то, что, как мы рассчитываем, им нужно, — финансовые инструменты, логистический сервис, сбор данных, возможности трансграничной торговли. Так мы себя видим в ближайшие 10 лет.

В последующие десять лет, к которым надо готовиться уже сейчас, мы сфокусируемся на двух H: health («здоровье») и happiness («счастье»). В первом случае подразумевается, что мы будем вкладывать деньги в здравоохранение. А в случае со счастьем речь идет о кино, театрах и других развлечениях и средствах коммуникации для молодых людей. Люди теряются, говорят, что Alibaba повсюду, но у нас есть фокус — на малом бизнесе и двух H.

Каждая ошибка — это приобретение. Например, шесть лет назад мы решали, во что инвестировать в первую очередь — в облачные или мобильные технологии. Мы решили, что нужно начать с «облаков». Через два года начался мобильный бум, и нам пришлось догонять. Мы можем назвать то решение ошибкой, а можем — стратегическим выбором, который мы сделали в тот момент. Но мы спохватились и быстро изменили стратегию. Сейчас мы — самая крупная в мире компания в сегменте мобильной онлайн-торговли

Я не получал зарплату почти 12 лет. Поэтому я не знаю, как тратить деньги. Когда мне нужно что-то купить, я чаще всего даю кому-то деньги и прошу купить. А вообще, смотрите, у меня даже нет часов и колец. Часы я не ношу уже около 30 лет: теперь просто не понимаю, зачем они нужны, ведь узнать время я могу на смартфоне.

Я научился нескольким важным вещам. Во-первых, нельзя сдаваться. Во-вторых, нужно думать о том, что ваш шанс, возможно, еще просто не наступил. В молодости я узнал о Билле Гейтсе и подумал о том, что Билл сделал то, что мог бы сделать я. Я огорчился, потому что думал, что он увел у меня мой успех и использовал все возможности, которые были на тот момент в области программного обеспечения для персональных компьютеров. Тогда я подумал: «Может быть, я слишком высоко замахнулся и мне лучше попытаться начать с малого и сделать что-то для тех людей, которые меня окружают?»

 

Спросите у человека, не добившегося успеха, почему он его не добился. Если он будет винить в этом кого-то другого, у него нет шансов. Так говорят неудачники. Те, у кого шансы остаются, говорят иначе. Они признают, что в чем-то ошиблись и чего-то не сделали. Я учился именно у таких людей, людей, которые совершают ошибки, но не винят в этом кого-то другого, а учатся на них. И я научился очень многому на своих собственных ошибках. Это мой жизненный принцип. Когда что-то не получается, я говорю: «Ну что ж, не получилось». Если я добиваюсь чего-то, то, наоборот, говорю: «Надо же, я не ожидал, что смогу сделать это». Именно это, как мне кажется, и сделало меня большим оптимистом.

В каждом столетии есть одна главная компания. В прошлом веке такой компанией, на мой взгляд, была Microsoft. Но кто станет компанией XXI века? Мы пока не считаем, что это Alibaba. Мы думаем о том, что должны зарабатывать деньги и помогать людям по всему миру. Только так у нас будет возможность что-то изменить в XXI веке. Сегодня мы очень большая компания, но это по сравнению с тем, чем мы были в прошлом. А если мы будем сравнивать себя с тем, чем мы можем стать в будущем, мы по-прежнему еще очень маленькие. Мы хотим, чтобы Alibaba стала компанией века. Мы хотим сделать так, чтобы Alibaba стимулировала развитие малого и среднего бизнеса во всем мире. Мы хотим, чтобы молодежи было легче развиваться. Мы хотим, чтобы увеличилось количество рабочих мест в онлайне для женщин. Мы хотим это делать и многое из этого уже делаем в Китае, Юго-Восточной Азии, Индии, США и Канаде.

Не волнуйтесь о будущем и не бойтесь технологий. На мой взгляд, будущее даст возможности каждому, особенно молодым людям. Терять-то нечего, правда? То же самое я сказал себе 18 лет назад, когда у нас не было ни денег, ни технологий. Мы тогда поверили в то, что через 10-20 лет электронная торговля станет огромной важной областью экономики, поэтому, если мы сейчас начнем этим заниматься, у нас появится шанс. При этом в то время многие умные и опытные люди и компании с недоверием относились к электронной торговле, но мы верили, что добьемся успеха.

Сотрудник должен быть умнее руководителя. У вашего сотрудника должны быть навыки лучше, чем у вас. Если он знает меньше, то вы наняли не того человека

 

Я всегда говорю себе, что мы рождены не работать, а наслаждаться жизнью. Мы здесь, чтобы сделать мир лучше друг для друга. Если вы проводите всю жизнь на работе, то, разумеется, пожалеете об этом. Если ваша цель — деньги, вы должны поменять своё мышление.

Если вы идете в правильном направлении, деньги найдут вас. Это работает именно так. Тем, кто говорит: «Если бы у меня были деньги, я бы это сделал», я всегда отвечаю: «У вас никогда не будет денег. Если вы действительно хотите что-то делать, делайте это без денег. Если вы добьетесь результата, деньги к вам придут

Через 30 лет на обложке Time в качестве генерального директора года может оказаться робот. Он запоминает лучше и считает быстрее, а также не ссорится с конкурентами.

Если Джек Ма может быть успешным, то и 80% людей могут добиться таких же успехов. У меня не было финансового образования. У меня не было богатого отца или каких-то отношений с чиновниками из правительства.

 

Когда я начал бизнес, я сказал своим людям: «Влюбляйтесь в правительство, но не женитесь на нем, уважайте его». Многие люди говорят, что государство вводит цензуру, ограничивает интернет и так далее. Я думаю, наша возможность и обязанность рассказать им, как может помочь интернет».

Я посмотрел дома у друга фильм «Форрест Гамп». Я сказал ему: «Мы должны учиться у этого парня!» Верьте в то, что вы делаете, любите. Будьте проще – нравится это людям или нет.

Если мы не будем двигаться быстро, у нас начнутся проблемы. Если мы видим, что что-то надвигается, надо готовиться уже сейчас. Надо чинить крышу, пока она еще функционирует.

Я думаю, что в следующие 30 лет люди будут работать только 4 часа в день и, может быть, 4 дня в неделю. Мой дедушка работал 16 часов в день на ферме и думал, что он сильно занят. Теперь мы работаем 8 часов в день 5 дней в неделю и думаем, что мы очень заняты.

 

Я надеюсь, через 15 лет люди забудут об электронной коммерции, поскольку они будут думать, что это как электричество. Никто уже не думает, что это хай-тек.

Первая промышленная революция привела к Первой мировой войне, вторая привела ко Второй, теперь мы посреди третьей, что произойдет? Надеюсь, это будет война против бедности, болезней и так далее.

При подготовке статьи использовались материалы RBCHarvard Business Review, VC.ru, CNBC и The Huffington Post

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+