К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зять Лаврова за прилавком. Александр Винокуров стал совладельцем «Магнита»

Фото Максим Стулов / Ведомости / ТАСС
Фото Максим Стулов / Ведомости / ТАСС
ВТБ выкупил 29% акций ретейлера у Сергея Галицкого всего несколько месяцев назад, но уже продает почти половину своего пакета

Группа ВТБ продала 11,82% акций розничной сети «Магнит» компании Marathon Group, основанной бывшим главой инвесткомпании А1 (подразделение Альфа-групп) Александром Винокуровым и его партнером Сергеем Захаровым. Об этом сообщила в четверг, 24 мая, пресс-служба ВТБ.

В госбанке не раскрыли сумму сделки, но отметили, что рыночная стоимость проданных 12,05 млн акций составляла по состоянию на 23 мая 62,5 млрд рублей ($1,02 млрд). В результате транзакции доля ВТБ в уставном капитале «Магнита» снизилась с 29,1 до 17,28%.

В ВТБ подчеркнули, что по-прежнему рассматривают данное приобретение в качестве долгосрочной инвестиции, планируя вывести «Магнит» на качественно новый уровень своего развития, и отметили, что оставшийся в их распоряжении пакет акций по-прежнему достаточен для участия в управлении компанией через совет директоров.

 

«Первоначально сделка подразумевала, что мы должны купить большую часть пакета Сергея Николаевича (Галицкого — Forbes)... Наиболее оптимальное владение для ВТБ в настоящий момент будет находится внутри 20%», — заявил первый заместитель президента — председателя правления банка Юрий Соловьев, утчонив, что такой пакет акций ВТБ сохранит на длительный срок. «Мы продали пакет по рыночной цене, плюс получили маржу для банка», — подчеркнул представитель госбанка (цитата по ТАСС).

В Marathon Group назвали сделку по приобретению пакета «Магнита» стратегической инвестицией. И пояснили, что к денежной сделке, которая структурирована как сделка РЕПО, привлечены собственные и заемные средств. О каких именно банках идет речь, в сообщении компании не говорится, однако позднее Соловьев заявил «Интерфаксу», что ВТБ участвовала в финансировании Marathon Group в этой сделке, а сам Винокуров пояснил, что ВТБ выступила основным кредитором сделки.

 

В сообщении Marathon Group также приводятся слова Винокурова о том, что компания изначально заявляла о своем интересе к проектам в розничном секторе и рад открывшейся возможности поучаствовать в развитии крупнейшего российского ретейлера. «Магнит» в настоящее время — недооценный актив, и мы верим, что при определенных усилиях со стороны менеджмента и акционеров сети удастся вернуть ее справедливую стоимость и первое место среди российских ритейлеров»,  — заявил он. В Marathon подчеркнули, что интересы группы  в розничном секторе не ограничиваются приобретением пакета акций «Магнита»: компания продолжит прорабатывать проекты по расширению своего присутствия на рынке, для чего сформирован субхолдинг Marathon Retail.

Винокуров также добавил, что для компании покупка доли в «Магните» — это долгосрочная инвестиция, нам стратегически интересен рынок ретейла. «Более вероятно увеличение нашей доли в среднесрочной перспективе, чем продажа пакета», — заключил он. По словам бизнесмена, учавствовать в управлении сети его компания будет через совет директоров и собрание акционеров в соответствии с долей в акционерном капитале.

Последствия сделки

Группа ВТБ закрыла сделку по приобретению у Сергея Галицкого 29,1% акций ретейлера «Магнит» в середине марта 2018 году за 138 млрд рублей. После этого доля миллиардера в «Магните» сократилась с 32,1% до 2,7%, он также покинул пост руководителя компании.

 

«Если вспомнить недавние высказывания представителей ВТБ на момент покупки пакета акций Магнита, то  для рынка, вероятно, нынешняя сделка довольно неожиданна», — считает управляющий партнер O2 Consulting Ольга Сорокина.  В феврале заявлялось о том, что ВТБ намерен, «опираясь на опыт и финансовые ресурсы группы, вывести «Магнит» на качественно новый уровень развития».

«Очевидно, новый инвестор предложил выгодные условия, а долгосрочное владение «Магнитом» не было бы для ВТБ рентабельным. Все-таки крупнейший региональный розничный бизнес нуждается в высококачественном операционном управлении, особенно на фоне падения финансовых показателей, которые продемонстрировала сеть по итогам 2017 года, да и для роста сейчас экономическая ситуация неоднозначная», — считает аналитик.

Сорокина напоминает, что у Винокурова есть определенный опыт в ретейле, поэтому можно ожидать использование предыдущих навыков и как результат возникновение определенных синергий в развитии сети, но все-таки, учитывая инвестиционный бэкграунд нового акционера, гораздо более ожидаемо направление усилий на подготовку актива к новой продаже — сокращение расходов, увеличение выручки и основных показателей, которые будут приниматься в расчёт при будущей сделке. «Скорее всего, это классическая инвестиционная сделка», — заключает она.  ВТБ, по мнению эксперта, также продолжит сокращать свою долю в «Магните»: те же Лента и Tele2 были в том или ином объеме перепроданы.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко отмечает, что доля в 11% позволит компании провести своих представителей в органы управления, что дает возможность развивать совместные проекты.  «У Marathon уже есть опыт сотрудничества с крупным ритейлером (у компании есть партнерский проект с Х5 Retail Group Мега Фарм» — прим. Forbes). А у Магнита есть планы по открытию аптек в гипермаркетах, и они уже постепенно реализовываются», — поясняет он.

По оценке аналитика, у Магнита около 500 магазинов подходят под открытие аптек, окупаемость аптеки 2-3 года, а сумма вложений — от $100 000 в одну точку. Marathon может использовать возможности Магнита по логистике и торговым площадям. «Всего у Магнита более 12 тыс. магазинов, часть из них может быть приспособлена под открытие аптек. Если Marathon действительно имеет планы по развитию на базе крупных ритейлеров, то Магнит – хорошая точка для входа», — рассуждает Ващенко.

 

Эксперт добавляет, что 11% акций «Магнита» стоят около $940 млн, но так как под залог этих акций можно взять кредит, то, возможно, собственных средств потребовалось не более 25% от этой суммы. «Также стоит отметить, что бумаги Магнита уже сильно обвалились, они недооценены, консенсус-прогноз по ним в диапазоне 4800-5700, поэтому опасность маржинкола невелика. Для ВТБ покупка Магнита, скорее среднесрочная портфельная инвестиция, банк ранее заявлял, что продаст пакет в будущем», — заключает собеседник Forbes.

Кто такой Винокуров

Компания Marathon Group была основана в 2017 году бывшим главой инвесткомпании А1 Александром Винокуровым и его партнером Сергеем Захаровым. В 2003 году Александр Винокуров начал работать стажером в инвестбанке Morgan Stanley, а уже через три года возглавил российский офис американского фонда TPG Capital. В 2011 году перешел на работу в группу «сумма» Зиявудина Магомедова на должность первого вице-президента и уже в 2012 году стал президентом группы. В этот период Forbes считал Винокурова одним из самых высокооплачиваемых молодых топ-менеджеров. С 2014 по 2017 год возглавлял инвестиционное подразделение «Альфа-Групп» — A1. В 2008 году женился на дочери Сергея Лаврова. «Горжусь родством с Сергеем Викторовичем и стараюсь во всем брать с него пример», — говорил Винокуров Forbes.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+