Благосостояние — это не только личное достижение одного человека. За каждым успешным человеком всегда стоит его семья — крепкий фундамент и основа, благодаря которым он твердо стоит на ногах.
Мы часто забываем об этом, пока не случается какое-либо неприятное событие, заставляющее всерьез задуматься о рисках и перспективах для нас и нашего семейного капитала.
Внешние риски
Член семьи владельца бизнеса (супруг или супруга) несет риск субсидиарной ответственности своим имуществом, в том числе личным. В случае каких-либо финансовых проблем в бизнесе одного из супругов, возникает вероятность не только потерять привычное качество жизни (пусть и временно), но и лишиться активов, на которых «оплотом стояла» вся семья многие годы. Например, потерять дом — любимую семейную резиденцию, где собирались все члены семьи, проводились общесемейные праздники. Перспектива вполне реальная и малоприятная.
При наличии серьезных коммерческих рисков или необходимости привлечь дополнительное финансирование, партнеры по бизнесу также могут потребовать урегулирования вопросов с семейными активами. Партнер всегда работает с конкретным человеком, а не с его семьей. И внутреннее неприятие от появления в бизнесе членов семьи партнера в этом смысле объяснимо.
Внутренние риски
Все мы надеемся, что отношения в семье всегда будут прекрасными. Но люди с течением времени могут меняться, а отношения внутри семьи — испортиться.
Вряд ли кому-то понравится перспектива оказаться частью уже разрушенной, пусть и «формально» пока существующей семьи, только потому, что супруги не смоги своевременно урегулировать между собой имущественные вопросы. Совершенно очевидно, что чем более глубинную природу имеет конфликт внутри семьи, тем более принципиальным и бескомпромиссным будет поведение его участников.
В данной ситуации, чем раньше будут решены все имущественные споры в плане гарантий уровня жизни и обеспечения супругов, тем лучше для всех сторон конфликта.
Потенциальные проблемы мы обозначили, а теперь о том, как их решить.
Безусловно, брачный договор позволяет заранее предусмотреть возникновение таких рисков и их минимизировать. Возможности брачного договора, так сложилось исторически, недооценены в нашей стране. Так, например, активы семьи можно разделять не только по титулу (т.е. по лицу, на кого они зарегистрированы), но и по их назначению. С его помощью можно зафиксировать бизнес активы на одном супруге, а личные — на другом. Таким образом, брачный договор позволяет обезопасить часть активов семьи, переводя некоторую долю в семейном имуществе с супруга-бизнесмена на супруга-хранителя очага, отделяя потенциальные проблемы бизнеса от «моего дома — моей крепости». А любой бизнес — это всегда риски!
К сожалению, сегодня в России брачный договор зачастую воспринимается, как инструмент «насилия сильной стороны» в браке со слабой. И, соответственно, попытка «сильной стороны» (супруга-бизнесмена, например) заключить брачный договор воспринимается «слабой стороной» в штыки, как намерение «лишить всего», «поставить на место». В такой момент верх над разумом берут эмоции. Надо понимать, что страх – одна из сильнейших человеческих эмоций. Неизвестность, непонимание чего-либо — очень сильная основа для появления страхов за себя и свое будущее. Людям свойственно бояться того, чего они не знают или недопонимают.
Поэтому предложение заключить брачного договора должно базироваться на трех базовых принципах:
Принцип первый — объяснение причин и мотивов, по которым супруг предлагает заключить брачный договор. В большинстве случаев мотив прост и понятен: стремление защитить семейное благосостояние.
Например, такая ситуация: «Дорогая, ты же знаешь, я бизнесмен. Мой бизнес берет кредиты иногда и под мое личное поручительство. В нашем общем доме одна половина моя, а вторая – твоя. И если что-то пойдет не так, кредиторы могут взыскать долг за счет нашего совместного имущества — забрать мою половину дома. А значит нам этот дом придется продать. Конечно половину денег от продажи они обязаны будут отдать тебе, но дома-то у нас не будет. Еще я часто продаю и покупаю доли в разных компаниях. Иногда это приходится делать быстро. Компании находятся в нашей совместной собственности и приходится каждый раз получать твое согласие. А если ты в это время на отдыхе? У меня сорвется сделка. Время в бизнесе – самый ценный и невосполнимый ресурс».
Второй принцип — четкое объяснение условий, на которых брачный договор заключается: это имущество и эти активы «переходят» одному супругу, а вот эти – другому. Разумеется, условия предлагаемого договора должны точно соответствовать изложенным мною в первом принципе.
Для примера: «Предлагаю заключить нам брачный договор на следующих условиях: бизнес-активы (доли в компаниях и тому подобное) будут моей собственностью, а недвижимость и иное имущество для целей семьи — твоей».
Разумеется, условия брачного договора должны быть максимально понятными, чтобы у второй стороны не было повода усомниться и ожидать подвоха.
Принцип третий — компенсация. При распределении общих активов по целям их использования («личное» и «бизнес»), скорее всего не удастся разделить их поровну в стоимостном выражении. Если мы снова вернемся к нашему примеру, то очевидно, что стоимость компаний или долей в них будет выше стоимости недвижимости. Поэтому, логично и справедливо предложить второй стороне, отвечающей за домашний очаг, дополнительную компенсацию. Допустим, такую: «Я открываю тебе счет в банке и перевожу на него $1 млн. Далее мы фиксируем в договоре, что этот счет и деньги на нем – твоя личная собственность».
Российское законодательство допускает установление в брачном договоре обязательств супругов «под условием». То есть положение об открытии личного счета на супругу может иметь следующий вид: «Открываю тебе счет и перевожу туда $1 млн, а если у нас родится ребенок — я переведу тебе еще $1 млн, и он тоже станет твоей собственностью».
Я убежден, если начинать обсуждение вопроса о заключении брачного договора нужно именно в таком порядке: «Причины — условия — компенсация». Тогда переговоры пройдут успешнее, с минимальными эмоциями и максимальной деловой эффективностью.