Когда инвестиционный гигант Blackstone Group вышел на биржу в 2007 году, из $79 млрд активов под управлением на недвижимость приходилось менее четверти. Вскоре после листинга произошел худший за целое поколение спад на рынке недвижимости, попавшем в эпицентр жесточайшего финансового кризиса. Этот хаос оказался удачной возможностью для главы подразделения Blackstone по недвижимости, миллиардера Джонатана Грея.
Подразделение воспользовалось кризисом в своих интересах, в то время как положение других фирм пошатнулось. Эпохальные сделки Грея вроде приобретения Equity Office Properties и Hilton оказались успешными на фоне трудностей конкурентов. После этого Грей способствовал созданию компании по сдаче недвижимости в аренду Invitation Homes и логистического оператора Logicor и руководил мегасделками в отношении таких объектов, как портфель недвижимости GE, Уилис-тауэр в Чикаго и Питер-Купер Стайвесант-таун на Манхэттане. За эти успехи Blackstone была щедро вознаграждена. Подразделение Грея сейчас управляет активами в недвижимости стоимостью $115 млрд, что в шесть раз превышает докризисные показатели. Только за прошлый год подразделение продало недвижимости на $24,5 млрд и привлекло $20 млрд новых инвестиций. Подразделение заработало около $24 млрд, что составляет половину общей выручки Blackstone.
Значительный успех подразделения по недвижимости Blackstone означает, что Уолл-стрит верит: Грей, который, окончив Пенсильванский университет, 26 лет проработал в фирме, однажды возьмет на себя бразды правления. Во вторник у этих предположений появились дополнительные основания, когда Blackstone назначила Грея президентом и операционным директором, передав ему руководство повседневной деятельностью инвестиционного гиганта, под управлением которого находятся активы стоимостью $434 млрд.
Грей сменит давнего президента компании Тони Джеймса, который стал исполнительным вице-президентом. Эта перестановка — часть постепенной смены руководства в Blackstone. «Назначение Джона президентом и операционным директором закладывает фундамент для следующего поколения топ-менеджеров и укрепляет позиции фирмы в отношении будущего руководства», — сказал миллиардер Стивен Шварцман, сооснователь и CEO Blackstone. «За последние 26 лет я понял, что Джон Грей обладает прекрасным чутьем, огромной энергией и уникальной личной харизмой, благодаря чему он добился огромного уважения в глобальном финансовом сообществе», — добавил он.
Тони Джеймс, также миллиардер, добавляет: «Я ощущаю свою ответственность за передачу полномочий, и я счастлив, что могу передать бразды правления такому выдающемуся лидеру и инвестору, как Джон Грей».
Успехи Грея
Грей начал работать в Blackstone в 1992 году, компания наняла его аналитиком в практику частного капитала и M&A. Вскоре он перешел в подразделение по работе с недвижимостью, созданное в начале 1990-х годов. Он привлек к себе внимание Уолл-стрит в ходе бума LBO (Leveraged Buy-Out — выкуп компаниями собственных ценных бумаг за счет заемных средств) в середине 2000-х годов, когда руководил приобретением фондов недвижимости Trizec и Equity Office Properties и отельного оператора Hilton.
Вместе с Equity Office Properties команда Грея быстро распродала непрофильные активы, подойдя к кризису в хорошем финансовом состоянии. В конце концов сделка принесла прибыль, во много раз превысившую издержки Blackstone. В случае с Hilton, Blackstone и Грей несколько раз брали паузу, и в итоге стоимость сделки выросла в два раза, в итоге она принесла более $10 млрд прибыли.
После кризиса подразделения Грея руководило созданием Invitation Homes, крупнейшей в стране компании по сдаче жилья в аренду, чья капитализация сейчас превышает $11 млрд. Кроме того, оно объединило активы в области логистики и сформировало Logicor, ведущего логистического и дистрибуционного оператора в Европе. В прошлом году Logicor был продан за $14 млрд.
В число других крупных недавних сделок входят приобретение за $18 млрд активов GE в недвижимости и покупка Стайвесант-таун — Питер-Купер-Виллидж, участка на Манхэттане площадью 32 га, где расположены 11 200 зданий. В той сделке Грей умело воспользовался политическими пертурбациями в Нью-Йорке и последствиями банкротства Стай-тауна после LBO 2007 года. Кроме того, она стала основой для новой ключевой инвестиционной платформы в долгосрочной перспективе.
Сейчас Грей, чье состояние составляет $2,6 млрд, оставит роль специалиста по недвижимости, создав тяжеловеса отрасли. Он будет руководить операционной деятельностью Blackstone, которая включает в себя управление частным капиталом, инвестбанкинг и хедж-фонды, и отчитываться напрямую CEO Шварцману.
«Несмотря на наши внушительные успехи, я рад возможности продолжить внедрять инновации для наших инвесторов и акционеров», — сказал Грей.
Тем временем Тони Джеймс возьмет на себя больше обязанностей на уровне совета директоров в качестве исполнительного вице-президента. Шварцман сказал: «Тони Джеймс повлиял на Blackstone больше, чем кто-либо в истории фирмы… Он разработал внутренние процессы, которые легли в основу институционализации нашей фирмы».
Среди крупных благотворительных инициатив Грея его альма-матер, Пенсильванский университет, которому он пожертвовал $30 млн на исследования рака.
Перемены происходят не только в Blackstone, но и в большинстве ведущих финансовых учреждений. Месяц назад JPMorgan назвал двух сопрезидентов и COO, уточнив планы по смене руководства к тому моменту, когда CEO Джейми Даймон покинет свой пост. Немногим более года назад Goldman Sachs, возглавляемый Ллойдом Бланкфейном, назначил инвестиционного банкира Дэвида Соломона и финансового директора Харви Шварца сопрезидентами, подтвердив планы по смене руководства.
В инвестиционной сфере компании вроде KKR, Carlyle, Apollo Global и Ares объявили о появлении второго поколения лидеров или готовятся к нему. Теперь Blackstone, крупнейший игрок в отрасли, тоже сообщает о планах смены руководства.
Перевод Натальи Балабанцевой