За что пострадал Сулейман Керимов. Французские претензии к российскому сенатору
Вчера во французской Ницце был задержан российский сенатор и известный бизнесмен Сулейман Керимов. Согласно открытой информации французские власти заинтересовались его правовой связью с некоторыми дорогостоящими объектами недвижимого имущества на Лазурном побережье. Дело в том, что ни один из них не принадлежит российскому сенатору непосредственно, но власти, видимо, часто замечали его за их использованием, в связи с чем сделали вывод об обратном.
Широко известным фактом является то, что серьезные и дорогостоящие французские объекты недвижимого имущества не только очень сложно приобрести и продать, но и содержать, включая одну из самых больших в мире расходных составляющих на налоги.
После случая с российским сенатором можно говорить о новом риске для состоятельных иностранцев во Франции, риске наличия долгосрочных арендных отношений с иностранными владельцами французской недвижимости, которые пользуются французскими преимуществами наравне с гражданами.
На настоящий момент известно, что французской недвижимостью владеет достаточное число известных россиян.
Французские налоговые обязательства
В отличие от России, где статус налогового резидента приобретается, если пребываешь не менее 183 дней в течение календарного года, во Франции достаточно «ступить ногой», чтобы тебя признали должником французского госбюджета.
Общий кодекс о налогах Французской Республики выделяет несколько критериев, которые достаточно сложно избежать.
Так, французскими налоговыми резидентами признаются, во-первых, лица, чье основное место жительства или домохозяйство (семья) находятся во Франции. Во-вторых, лица, осуществляющие во Франции профессиональную деятельность (оплачиваемую либо нет), кроме случаев, когда такая деятельность носит вспомогательный характер. А также, в-третьих, лица, имеющие во Франции центр своих экономических интересов.
Поэтому ранее широко распространенной практикой было приобретение роскошных объектов недвижимого имущества на юридические лица. Особенно это было привлекательно, когда такие покупатели происходили из государств — членов ЕС или Европейской экономической зоны (European Economic Area), куда также входят европейские государства, не участвующие в ЕС, например Швейцария.
Дело в том, что резиденты ЕС и Европейской экономической зоны, как и резиденты Франции, имеют более льготные налоговые условия, чем нерезиденты. В связи с чем власти Франции взялись за борьбу с такой налоговой оптимизацией с особым рвением.
Возможны ли претензии по отмыванию?
Франция является одним из пионеров среди европейских стран, которые ввели в свое уголовное законодательство уклонение от налогообложения как предикат для отмывания денежных средств, полученных преступным путем, согласно рекомендациям FATF.
Это означает, что незаконно сэкономленные налоги являются денежными средствами, полученными преступным путем. Таким образом, для того чтобы быть привлеченным к ответственности за отмывание во Франции, нужно просто серьезно недоплатить налоги. К слову, в России также такие правила предусмотрены.
Оформление европейской недвижимости на номиналов
Европейские власти уже сравнительно давно борются с сокрытием имен реальных владельцев роскошной недвижимости. Если раньше иностранные инвестиции рассматривались как один из основных источников стимулирования национальных экономик без пристального изучения их источников происхождения, то после двухтысячного ситуация поменялась очень радикально.
Во многих странах оформление дорогостоящих активов на профессиональных юристов, аудиторов или контролируемые ими компании становится основным поводом для подозрений и инициирования контрольных мероприятий для установления реальных собственников и источников происхождения денежных средств.
Поэтому такая практика более не является безопасной и приемлемой для всех участников подобных правоотношений.
Новый европейский налоговый «коммунизм»
В связи с глобальным экономическим спадом борьба за налоговые доходы в Европе приобретает крайне радикальный характер особенно в старейших государствах — членах ЕС, например Германии и Франции. Именно они при поддержке Великобритании, которая готовится «на выход», смогли после США оказать беспрецедентное давление на швейцарскую банковскую индустрию.
Приобретение недвижимости в Европе становится достаточно серьезным процессом, который не прощает ошибок, особенно когда такое приобретение и владение может повлиять на падение доходов бюджета. К сожалению, для многих состоятельных лиц анонимность владения европейской недвижимостью стремительно уходит в прошлое. Прямое владение недвижимостью становится единственной гарантией сохранения своих инвестиций.